• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Семинар-практикум «Билингвальное образовательное пространство для освоения социокультурного опыта дошкольника»

15 ноября 2017 года ГБОУ "Школа № 1021" прошел семинар-практикум «Билингвальное образовательное пространство для освоения социокультурного опыта дошкольника» Организаторами мероприятия выступили Университетско-школьный кластер Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (УШК НИУВШЭ) и ГБОУ Школа № 1021В работе семинара-практикума приняли участие педагоги ГБОУ Школы № 1021, работающие с дошкольниками, представители родительской общественности, участники проекта университетский Кластер НИУ ВШЭ, воспитатели, старшие воспитатели, учителя школ города Москвы.

В течение работы семинара-практикума организаторы, участники и гости семинара-практикума обсуждали тему создания в группе языковой среды, приобщения к культуре англоязычного народа и условий для практического применения английского языка, а также осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

Россия стремится к построению открытого общества и интеграции в мировое и европейское культурно-образовательное пространство, особо актуальным становится осмысление образовательных возможностей билингвальной среды и способов их реализации на современном этапе развития российского общества.

Билингвизм как социокультурное явление способствует достижению реального двуязычия, сближению народов, выработке навыков уважительного отношения к культуре и языку, к традициям и обычаям других народов, формированию общих задач и целей в процессе интеграции. В этом контексте билингвизм выступает мощным фактором языкового развития современного общества, что дает человеку возможность осознать свое место и свою культуру в процессе сотрудничества другими людьми.

Директор школы Микитенко Светлана Александровна открыла мероприятие, и познакомила участников с организацией билингвальной среды в дошкольных группах ГБОУ Школы № 1021. Участники семинара посмотрели фильм «Просто о сложном», в котором Вера Александровна Двухшерстнова поделилась опытом работы по дополнительному образованию «Английский клуб».

Особенно хотелось бы отметить следующие выступления: «Билингвальное образовательное пространство для освоения социокультурного опыта дошкольника» Мурашовой Е.А. и «Опыт создания билингвальной среды» Двухшерстновой В.А. о языковой развивающей среде, которая включает в себя как языковую среду, так и предметную. Предметная среда привлекает ребёнка, вызывает его интерес к языку. Воспитатель Узун Марина Владимировна поделилась методикой TRP (метод полного физического реагирования). На занятиях, где используется метод TPR, воспитанники не просто слушают речь педагога, но и принимают непосредственное участие в процессе обучения: повторяют слова и фразы с различными эмоциональными оттенками, берут в руку различные предметы, двигаются, танцуют. Лексика при этом подбирается таким образом, чтобы охватить как можно больше глаголов движения.

Применение данного метода значительно снижает уровень стресса на образовательной деятельности, повышает уровень самооценки в силу получения высоких и быстрых результатов при освоении сравнительно простых лексических и грамматических единиц посредством действий и наглядных пособий.

Участникам семинара-практикума была представлена возможность самим «окунуться» в билингвальное образовательное пространство группы, посмотреть организацию развивающей предметно-пространственной среды, изучить игры и пособия, используемые в работе с детьми.

Воспитатели Парчхидзе Т.И. и Карсакова Н.В. показали обучение английскому языку на примере сервировки стола детьми старшего дошкольного возраста. Ребята называли предметы посуды и ее предназначение на английском языке.

Воспитатели Двухшерстнова В.А. и Яковлева Л.В. подготовили с детьми сказку «Теремок», герои которой говорили, пели, читали стихи по-английски.

В программе семинара участникам семинара была предложена деловая игра «», подготовленная старшим воспитателем Сыромятниковой Л.В. Участники с удовольствием отвечали на вопросы, показали знания английских пословиц, вспомнили фразы знаменитых людей. Физкультурные минутки помогли участникам семинара объединиться для выполнения общей задачи. По окончании деловой игры был подведен итог и объявлен победитель.

Организация приема гостей была организована подготовлена на высоком уровне заместителем директора Молевой И.Б, старшим воспитателем Сыромятниковой Л.В., учителем-логопедом Сидоренко А.С.

Как показал семинар-практикум, процесс социокультурного развития и формирования социокультурных ценностей в дошкольных группах направлен на становление самостоятельной и зрелой личности, развитие и совершенствование всех сфер ребенка, корректировку системы ценностей, выработанных обществом.

Споры по поводу приобщения детей в раннем возрасте к изучению иностранных языков длятся уже почти столетие. Как в отечественной, так и в зарубежной психологии есть данные о том, что ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый.

Билингвизм – это результат языкового контакта ребёнка с окружающим его социумом. Данный языковой контакт способствует всестороннему развитию ребёнка, который в процессе параллельного усвоения нескольких языков развивается, познаёт мир и себя.

  Поскольку билингвизм возникает там, где существует контакт нескольких культур, то он способствует обогащению личности ребёнка культурными ценностями различных народов.

Для успешной реализации и развития билингвальной составляющей системы образования важным и даже основополагающим фактором является профессиональный и культурный уровень педагогов, их стремление и готовность к повышению педагогической компетентности, поиск путей к открытому диалогу с семьёй.

Подводя итоги, можно подчеркнуть, что мероприятия данной направленности остаются актуальными. Билингвальное обучение является одним из наиболее перспективных методов эффективного образования.

При оценке роли языков в образовании необходимо учитывать, что каждый этнос обладает специфической прагматикой речи и что социокультурные ценности передаются посредством манеры разговора, использования определенных модальных глаголов, словоценок, соотносящихся с этическими нормами. Путем билингвального обучения приобретаются компетенции межкультурной коммуникации в многоязычном и многокультурном пространстве. В этой связи особое значение приобретает культурологическая направленность билингвального обучения, когда языки не только служат межкультурному общению, но и приобщают к способам мышления, чувствования, поведения, иным духовным ценностям различных субкультур.

Билингвальное обучение позволяет осознать культурные, этнические идентичности и многообразие, приобщаться к общенациональным ценностям.

 

Л.В. Сыромятникова,

старший воспитатель