• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обращение научного руководителя Университетско-школьного Кластера НИУ ВШЭ


Дорогие друзья и коллеги по УШК   НИУ ВШЭ!

Наш кластер  создавался с достаточно  необычной для Москвы целью – помочь  некоторому числу школ либо реально (!)  освоить новый ФГОС, т.е.  не прибегая к «мастерству отчетности» о якобы  достигнутых успехах, либо перейти от дидактической модели школьного  образования к аутентичной (по терминологии мировой науки об образовании). Мне, правда, думается, что новый ФГОС и аутентичная модель почти одно и тоже.

Сегодня наш кластер – это почти 50 школ (школьных комплексов), где учатся около 120 тыс. детей и работает 12000 педагогов. Стартовый состав в кластере предложил ДОгМ, остальные влились в кластер  самостоятельно и добровольно.

         За предыдущие  2 года подготовки, а затем создания УШК у нас  выработалось достаточно единое представление  о проблемах школы.  Нам стали понятны причины того, почему  огромная часть  дошкольников не  готова к учебе  в школе; почему  неизменны  результаты двух  регулярных международных  мониторингов (10-летних и 15-летних школьников), по которым наши 10-летние дети почти  лучшие или лучшие в мире, а 15- летние – в пятом десятке рейтинга.

         Мы нашли средства  для постепенного устранения  этих  причин, сумели начать овладение ими. Это особенно  коснулось «дошколки» и «началки» - самых провальных ступеней нашего школьного образования (из-за множества накопленных и новых причин).

Но самая главная проблема нашей школы (она была  таковой пятьдесят лет назад и для «Запада», а 20 лет назад и для «Востока») – это те вызовы, с которыми столкнулся учитель. Суть их – во-первых, в том, что учитель  перестал быть  источником знания. Этот «титул»  перешел к Интернету во всех его  немеренных аспектах. К этому добавилось и почти взрывное увеличение человеческого знания, объемы которого даже  при самом максимальном упрощении и сжатии ни в одну «голову» не влезут.

         Возник масштабно-исторический вопрос – чему учить?  И как? Обобщая  и упрощая мировой опыт ответа на этот вопрос, можно сказать, что учить надо тому how to know knowing («как познавать познание»), человечности (личности, Яйности) и   навигации в предметных полях, позволяющей быстро отобрать и освоить  необходимую для решения  учебных (а потом и реальных) задач информацию. Метафорически это можно выразить так: «не наделять школьника рыбой, а дать ему удочку и научить ею успешно пользоваться».

         А в новом ФГОС примерно так и сформулированы  требования к школам, т.е. ожидаемые от неё результаты: 1)  развитие личности; 2) метапредметные («вне-», «над-», «непредметные»)  компетенции; 3)  предметные знания. Последние (предметные знания) можно определить как:  обязательное знание,  отобранное обществом, т.е. понимание общих смыслов и концептов школьных предметных полей и знание навигации по  этим полям, реализующихся главным образом в основной школе; 2) произвольное знание, избранное самим школьником, и концентрированно  усваиваемое им в старшей ступени. Примерно также устроена и принятая в мире аутентичная модель.

Взятая школами концепция (стратегия)  кластера  - это путь вверх по  ступеням ФГОС  (или аутентичной модели) при понимании гетерогенности и гетерохронности деталей этой  концепции (стратегии) применительно к конкретным школам. Это очень тяжелый путь, путь из одной эпохи в другую.  Двинуться этим путем может только тот учитель, который сам примет  личное решение изменить себя и с этого момента  начать изменять  себя постоянно.

В любой школе кластера я  обнаружил  таких учителей (их доля  различается от школы к школе), готовых к такому решению немедленно. В любой школе кластера я  обнаружил учителей (их доля  различается от школы к школе), для которых такое решение окажется очень  трудным, но  осмысленно необходимым (с пониманием «обреченности» на такое решение). В любой школе кластера я  обнаружил  и тех учителей (их доля тоже  различается от школы к школе), которые меняться не хотят и не могут. Сегодня права, представленные школьному руководству, позволяют ему соответственно, не нарушая законов, решать  эту проблему.

 НО!..., возвращаясь к тому  большинству, которое  меняться будет, мы должны помочь им в этом повороте профессиональной, буквально, судьбы. Речь ведь идет об изменениях на  интеллектуальном поле. А главным инструментом интеллектуального развития был и остается диалог.

Поэтому к  нашим всё более частым диалогам в кластере я предлагаю добавить  виртуальную страницу  с дискурсивным пространством для всех (включая 12000 учителей и др.). На  ней мы могли бы ставить  нерешенные вопросы, обсуждать их, экспонировать свой опыт, свою практику (удачные и неудачные) и взаимно научаться друг у друга.

Как Вы относитесь к этому предложению?

                                                                Искренне Ваш Л.Л.Любимов


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!