Дьячкова Мария Дмитриевна
- Стажер-исследователь:Центр языка и мозга
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2024 году.
Полномочия / обязанности
- Участие в проекте CHILDES: сбор, расшифровка и анализ данных корпусов детской речи
- Участие в проекте "ЭЭГ маркеры фонологической и зрительной обработки и их связь с навыками чтения": сбор данных
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
XI Летняя нейролингвистическая школа "Детская речь: механизмы развития, инструменты диагностики (лингвистический подход)" (НИУ ВШЭ, Москва), июль 2024
II Осенняя нейролингвистическая школа "NeuroSciCom: популяризация исследований о языке и мозге" (НИУ ВШЭ Нижний Новгород), октябрь 2023
X Летняя нейролингвистическая школа "Айтрекинг для науки и жизни" (НИУ ВШЭ, Москва), сентябрь 2023
Дополнительная профессиональная программа "Современные методы когнитивных исследований" (Университет "Сириус", Россия), март - апрель 2023
IX Летняя нейролингвистическая школа "Экспериментальные исследования
этнических языков России", июнь 2022
Публикации3
- Статья Лелик В. П., Дьячкова М. Д., Дорофеева С. В. Инструменты оценки речевого и языкового развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: обзор литературы // Вопросы современной педиатрии. 2024. Т. 23. № 3. С. 131-144. doi
- Глава книги Дьячкова М. Д., Секерина И. А., Дорофеева С. В. Разработка и апробация Индекса продуктивности синтаксиса при освоении именных групп русскоговорящими детьми // В кн.: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 21–22 июня 2023 г. / Под общ. ред.: Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман, А. Я. Койфман. М. : «Буки Веди», Московский институт психоанализа, 2023. С. 583-587.
- Глава книги Дьячкова М. Д., Лопухина А. А. Ранние этапы усвоения морфосинтаксиса детьми 1-3 ЛЕТ (по данным лонгитюдных записей) // В кн.: Проблемы онтолингвистики - 2023: вариативность речевого онтогенеза. СПб. : ООО "Издательство ВВМ", 2023. С. 55-59.
Конференции
- 2023Международная научная конференция "Проблемы онтолингвистики – 2023: вариативность речевого онтогенеза" (Санкт-Петербург). Доклад: Ранние этапы усвоения морфосинтаксиса детьми 1-3 лет (по данным лонгитюдных записей)
- Когнитивная наука в Москве: новые исследования (Москва). Доклад: Разработка и апробация Индекса продуктивности синтаксиса при освоении именных групп русскоговорящими детьми
- II Осенняя нейролингвистическая школа (Нижний Новгород). Доклад: Корпусные исследования детской речи: преимущества и направления для популяризации
Завершилась 11-я летняя нейролингвистическая школа, проходившая 3-5 июля
В этом году школа на тему «Детская речь: механизмы развития, инструменты диагностики (лингвистический подход)» приняла более ста человек из России и из-за рубежа. В течение трёх дней участники школы слушали лекции и доклады от исследователей детской речи, обсуждали проекты, представленные на постерной сессии, и посещали мастер-классы по использованию стандартизированных тестов, разработанных в Центре языка и мозга («КОРАБЛИК», «КАРАСИК», «ЗАРЯ», адаптированные для русского языка версии тестов RAVLT-Ru и Color Trail Test). Школа была поддержана Научным центром мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» .
Студентка и выпускница ФиКЛа выступили с лекциями в школе «Летово»
Мария Бочарова и Мария Дьячкова рассказали о задачах компьютерной лингвистики и актуальных методах проведения нейролингвистических экспериментов.
18-20 сентября в Центре языка и мозга НИУ ВШЭ прошла Летняя нейролингвистическая школа
18-20 сентября в Центре языка и мозга НИУ ВШЭ прошла Летняя нейролингвистическая школа, посвящённая айтрекингу – методу отслеживания движений глаз человека, который применяется как в фундаментальных исследованиях, так и за пределами научных лабораторий.