Молодой ученый Вышки получил золотую медаль РАН
Российская академия наук (РАН) подвела итоги ежегодного конкурса для молодых ученых. Золотыми медалями отмечаются исследования и изобретения, имеющие важное значение для развития науки. Одним из обладателей награды стал Денис Бодров, аспирант Международной лаборатории физики конденсированного состояния, научный сотрудник Международной лаборатории физики элементарных частиц МИЭМ НИУ ВШЭ. О своей работе, конкурсе и победе Денис Бодров рассказал «Вышке.Главное».
Российская академия наук каждый год проводит конкурс на соискание медалей с премиями за лучшие научные работы молодых ученых и студентов по 21 направлению исследований. На конкурс принимаются научные работы, выполненные отдельными молодыми учеными или студентами (моложе 36 лет), а также коллективами самостоятельно или в соавторстве со старшими коллегами.
О проекте
— Наша работа посвящена изучению свойств слабого взаимодействия, в частности ответственного за нарушение симметрии, которое было необходимо для появления избытка материи, что позволило в итоге появиться нам с вами. Наиболее досконально структура слабого взаимодействия изучена в распаде мюона. Согласно существующей общепринятой теории, Стандартной модели (СМ), эта частица идентична электрону, но она тяжелее и распадается. У мюона и электрона есть еще более тяжелый собрат — тау-лептон. В нашей работе мы проводим исследование его распада на мюон для получения новой информации о структуре слабого взаимодействия. В СМ эта структура должна быть одинаковой в распадах мюона и тау-лептона, и нашей задачей было проверить, так ли это на самом деле. Для этого мы разработали метод, который позволяет измерить поляризацию дочернего мюона. В специализированных установках по изучению распада мюона это делали и до нас, но применяемые там методы не работают в ускорительных экспериментах на электрон-позитронных коллайдерах, где информация о поляризации мюона позволяет изучать и другие частицы, распадающиеся на него, как, например, тау-лептон. По нашим оценкам, в уже работающем эксперименте Belle II и в экспериментах будущего можно будет добиться высокой точности, сравнимой с полученной в работах по изучению распада мюона. Кроме того, мы применили разработанный метод для анализа данных уже закончившегося эксперимента Belle и впервые измерили один из интересующих нас параметров, хотя и с пока еще недостаточной точностью, что связано с техническими ограничениями эксперимента прошлого.
Целевая аудитория нашей работы — это в первую очередь научное сообщество, как это обычно и бывает в исследованиях фундаментальных вопросов устройства мироздания. Целью всей физики элементарных частиц последних десятилетий является поиск новой физики (НФ), которая будет за рамками Стандартной модели. Можно искать ее явное проявление за счет обнаружения новых частиц, а можно точно измерять параметры СМ, где любое отклонение от предсказанных величин служит указанием на НФ. Второй вариант и является обобщенной целью нашей работы.
О конкурсе РАН и победе
— Для участия в этом конкурсе выдвигается работа или цикл работ, сделать это могут члены РАН, научные организации, советы и так далее. В нашем случае работу выдвигал НИУ ВШЭ. Я считаю, что в нашей победе в первую очередь заслуга моего научного руководителя Павла Николаевича Пахлова. Мне вообще повезло, что я работаю под его началом. Участие в конкурсе было его инициативой.

Мы выдвинули на конкурс цикл работ, который в общей сложности выполнялся более пяти лет и включал разработку нового метода, оценку его чувствительности для нескольких экспериментов настоящего и будущего, а также его реализацию на уже отобранных экспериментальных данных, — это весьма объемная работа, и победить было довольно сложно.
Об аспирантуре Вышки
— Когда я еще учился в магистратуре МФТИ, нашим научным коллективом в ВШЭ была открыта Международная лаборатория физики элементарных частиц, поэтому было логично пойти сюда в аспирантуру. К счастью, до этого в Высшей школе экономики был открыт физический факультет, многие преподаватели которого также читают или читали лекции в Физтехе, поэтому вопросов по качеству обучения не возникало. Дополнительной мотивацией была программа «Академическая аспирантура». К сожалению, на момент моего поступления у нашей лаборатории не было своей аспирантуры, а у физфака не было нашего направления, поэтому пришлось идти на теоретическую физику как наиболее близкое направление. Да, пришлось изучать предметы, мягко говоря отдаленные от основной темы моего исследования. Тем не менее многие из них оказались интересными и расширили мой кругозор в других областях физики. В целом учеба в аспирантуре ВШЭ проходит довольно гладко. Сейчас у нашей лаборатории уже несколько аспирантов ВШЭ, а недавно открылась своя аспирантская программа, так что в будущем все должно стать еще лучше.