• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университетско-школьный кластер ВШЭ начал реформу столичных школ с детского сада и начальных классов

Директора с небольшим стажем работают успешнее остальных, квалификацию школьных психологов необходимо повышать, а участие родителей в обучении и воспитании своих детей значительно улучшает результаты — к таким выводам пришли представители школ университетско-школьного кластера ВШЭ на конференции «Строим новую школу: школьное детство», которая прошла 26 марта.

Решение о создании университетско-школьного кластера ВШЭ было принято во второй половине 2014 года. До этого, с 2012 года, Вышка работала с несколькими школами на территории новой Москвы — с так называемой «Некрасовской республикой». Идеи и методики, отработанные там, легли в основу концепции кластера. В целом же миссия кластера, отмечает заместитель научного руководителя ВШЭ Лев Любимов, — профессиональная и интеллектуальная поддержка школ, которые хотят реально воплотить идеи деятельностного образования, сформулированные российским педагогом и психологом Львом Выготским.

Участие школ в работе кластера было и остается добровольным. Сейчас в кластер входят более 50 столичных школ (около 120 тыс. учеников), многие из них расположены на окраине города, в «трудных» районах.

В конференции приняли участие более 300 человек — представители школьных команд: директора, завучи, учителя, психологи. Обычно на конференциях, которые ВШЭ проводит для партнерских школ, обсуждается профильное обучение в старших классах, но на этот раз речь шла о дошкольном и начальном образовании — здесь школы успели сделать больше всего за истекшие два года. В Москве не осталось ни одного детского сада как юридического лица — все они включены в состав школьных образовательных комплексов, то есть дошкольное детство стало сферой ответственности директоров школ.

При переходе в 1-й класс запас родной речи у ребенка должен составлять не менее 5-6 тыс. слов, а к 5-му классу должно быть сформировано «устойчивое читательское поведение» — не менее 200 прочитанных книг

Вышка разработала рекомендации по развитию воспитанников дошкольных отделений и учеников начальных классов. Например, у детей должны быть сформированы устойчивые поведенческие навыки в микросоциуме — ребенок должен первым здороваться со взрослыми, знать меру общения с телевидением и Интернетом и проч. В дошкольных отделениях и в «началке» стали больше внимания уделять развитию навыков устной речи, чтения, письма, риторики, а также социализации. При переходе в 1-й класс запас родной речи у ребенка должен составлять не менее 5-6 тыс. слов, а к 5-му классу должно быть сформировано «устойчивое читательское поведение» — не менее 200 прочитанных книг, «устойчивое писательское поведение» — не менее 1,5 тыс. страниц собственных текстов.

Одновременно университет повышал квалификацию педагогов и школьных администраторов. Как считает Лев Любимов, представители школьных команд начали говорить на профессиональном языке мировой образовательной науки. Они стали читать классиков образовательных исследований, психологии развития, возрастной психологии и других наук. По рекомендации Вышки в школах начали сформировывать профессиональные библиотеки для учителей и воспитателей.

Одна из ключевых задач, поставленная перед школами кластера, — сделать родителей реальными участниками образовательного процесса, то есть они должны ежедневно заниматься с ребенком дома, читать ему книги, учить рисовать и так далее. Почти половина докладчиков на конференции рассказывала о придуманных ими многочисленных способах взаимодействия с родителями.

Работа кластера выявила слабые звенья московского школьного образования. Одно из них — недостаточное качество работы школьных психологов: как выяснилось, далеко не везде они способны выполнять свои обязанности. Причина в том, что в 1990-е годы их стали готовить более 300 вновь созданных факультетов психологии, их выпускники имели слабую подготовку и крайне размытую профессиональную миссию. Повышение квалификации психологов — одно из направлений работы кластера на ближайшее время.

По оценке Льва Любимова, наибольших успехов в реформе содержания образования достигли те школы, где директора — или молодые, или с небольшим директорским стажем. Были отдельные школы, которые начинали работать в кластере, но сотрудничество не сложилось. А школа № 1595 в Некрасовке, с которой начинался кластер, повлияла на социально-культурную среду района — за последние годы здесь больше чем вдвое снизились показатели подростковой преступности. Недавно директор школы Лада Силина и её соратники в других школах района получили письмо от начальника районной полиции, объявившего им за это благодарность.

Вам также может быть интересно:

Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%

Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией

Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.

Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык

В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.