ВШБИ научит зарабатывать на играх
11 февраля в Высшей школе бизнес-информатики пройдет лекционный день — с 12:00 до 21:00 эксперты игровой индустрии будут рассказывать о создании игр на разных платформах, а гости смогут протестировать разработки, задать вопросы о геймдизайне и даже найти работу в сфере игр.
В 2016 году объем рынка игровой индустрии составил 91 млрд долларов, из которых 1,4 млрд приходится на Россию. Это стремительно растущая отрасль, которой требуется все больше специалистов. В 2014 году в Высшей школе бизнес-информатики открылась программа «Менеджмент игровых интернет-проектов», где учат руководить игровыми проектами, разрабатывать геймдизайн и запускать свои инди-игры. Теперь студенты программы охотно делятся опытом — поэтому ВШБИ решила открыть свои двери всем, кто заинтересован в технологическом прогрессе игр, хочет научиться основам их создания, протестировать новинки от разработчиков, пройти консультации по аналитике и монетизации игр.
Мероприятие под названием «Лекционный день» будет интересно начинающим разработчикам, желающим понять, как создать собственный успешный игровой проект. Но, безусловно, геймдизайнеры и продюсеры, нацеленные на систематизацию собственных знаний и изучение новых подходов, также получат массу полезных знаний.
Одним из спикеров «Лекционного дня» станет Дмитрий Табаков, креативный продюсер Mail.Ru Group и преподаватель дисциплин «Проектная документация в геймдизайне» и «Технические основы разработки» в ВШБИ. Дмитрий рассказал, как, играя, можно изучать военную историю и тестировать в виртуале экономические модели, какие профессии ждут нынешних студентов на рынке игр и как попасть в эту индустрию.
Дмитрий Табаков
— Чем помимо развлечений могут быть полезны игры?
— Игры, особенно многопользовательские, позволяют изучать множество психологических, социальных и экономических моделей поведения и систем. Один из самых известных примеров — изучение эпидемии в World of Warcraft. Потенциальных направлений много: аукцион игровых предметов позволяет лучше понимать механизмы ценообразования, гильдии и их войны — формирование общества и политику, действия игрока в бою — механизмы человеческого принятия решений. Конечно, «нереальность» игрового мира влияет на результаты, но этот фактор можно учесть. С другой стороны, в игровом мире можно быстро и легко использовать различные модели — экономики, управления, пространства выборов — даже такие, применение которых в реальности заняло бы десятки лет или которое вовсе невозможно. Крайне важно понимать, какие гипотезы можно тестировать в игровом мире, а какие нельзя.
Игры, в зависимости от жанра, могут развивать различные навыки и способности. Динамичные игры, особенно шутеры, развивают скорость реакции и принятия решений, многие головоломки улучшают абстрактное мышление, стратегии развивают способность к планированию и прогнозированию событий. Почти в любом жанре можно найти полезные свойства.
— Что происходит в гейм-индустрии в мире, какой регион лидирует?
— Самым крупным рынком был и будет азиатский. С заметным отставанием на втором месте расположился игровой рынок Северной Америки. Третий — европейский. По данным компании Newzoo, Россия находится на 11 месте по объему рынка игр.
Игра Monster Strike в прошлом году заработала 1,3 млрд, Clash of Clans — 1,2 млрд долларов и Clash Royale — 1,1 млрд. Все помнят бум с Pokemon Go — на нем разработчики подняли 0,79 млрд. На PC активно продвигается тема электронного спорта и free-to-play игр — на них за 2016 год США заработали 34 млрд долларов. Растет популярность FTP-игр — самые знаковые из них League of Legends, Dungeon Fighter Challenge и Crossfire. Экспертом в области мониторинга рынка является компания Superdata, которая, кстати сказать, недавно гостила в ВШБИ и просвещала нас по вопросам аналитики.
— Как попасть на работу в крупную компанию? Как, например, это было у вас?
— Ответ на этот вопрос зависит от выбранной специальности. Для технических специальностей путь практически всегда начинается с образования и приобретения практических навыков — программирования, 3D-моделирования, системного администрирования. Многие крупные компании при этом имеют курсы для молодых специалистов, так называемые junior-должности, и прочие механизмы, позволяющие техническому специалисту легко трудоустроиться, получить опыт разработки игр и закрепиться в компании после испытательного срока.
Сложнее обстоит ситуация с управленческими и геймдизайнерскими должностями. Долгое время, а профильное образование по этим направлениям отсутствовало, из-за специфики разработки игр крупные компании были не готовы брать сотрудников «с улицы». Программиста или художника можно проверить через тестовое задание, а как оценить потенциал продюсера или геймдизайнера? Часто геймдизайнеры начинали с разработки собственных игровых проектов (либо в составе небольших команд энтузиастов) или работы на других должностях и устраивались в крупные компании уже с собственноручно наработанным портфолио.
Мой путь к трудоустройству шел через разработку игр в составе небольшой команды, еще я работал программистом в промышленности. Поэтому на собеседовании как геймдизайнер я оправдал себя готовым и приносящим деньги проектом, а также практическим пониманием разработки — эти два фактора оказались достаточными для работы в Mail.ru.
— Кем работать после учебы в ВШБИ?
— Есть сразу несколько направлений карьеры. Тем, кому хочется придумывать игры и воплощать свои идеи, подойдет направление творческое — например, должность гейм-дизайнера, а тем, кто хочет управленческой карьеры — административная деятельность в качестве менеджера проектов. Также можно начать с базовых должностей: тестировщик, комьюнити-менеджер, специалист службы технической поддержки.
Мы даем возможность получить работу или стажировку в игровых компаниях Rocket Jump, TrilobiteSoft, Riot Games, 101XP и других уже во время обучения.
— Какие сейчас самые растущие сферы индустрии? Какие профессии появятся в гейм-индустрии в ближайшие 5 лет?
— Сейчас на основных платформах — РС, консолях, браузерах и мобильных устройствах — ситуация достаточно устоялась и основные профессии определились. Однако и в них могут появиться дополнительные специализации. Когда-то, например, «геймдизайнер» предполагался как универсальная профессия, затем появились технические геймдизайнеры (работающие с математикой и расчетами, например, экономики и боевой системы), системные геймдизайнеры и другие — и этот процесс продолжается. Программисты инструментария, геймдизайнеры социального геймплея, продюсеры франшизы, ответственность которых — это целая линейка продуктов на разных платформах, и прочие специализированные должности возникают по мере роста требований к качеству каждого отдельного элемента.
Есть направление, где могут понадобиться принципиально новые профессии: виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальности. Здесь нужны новые типы навыков, и геймдизайнеры VR-игр и дизайнеры интерфейсов VR напрашиваются в новые и популярные профессии.
— О студентах: как преподаватель, можете рассказать, чем интересуются современные студенты-технари? Какие проекты они разрабатывают в ВШБИ?
— В первую очередь — мобильной разработкой, игровыми движками, 3D-графикой и средствами повышения эффективности разработки, такими как системы отладки рецензирования кода. При наличии навыков программирования или разработки графики возникает интерес научиться эффективно применять их в разработке игр, здесь индустрия предлагает целый набор решений. Можно заметить, что в последние годы даже небольшие команды разработчиков получили возможность выпускать качественные и успешные игры.
У нас на программе «Менеджмент игровых интернет проектов» ребята сами делают мобильные и компьютерные игры и пробуют себя в VR. Например, они сделали игру по франшизе сериала «Универ», ролевую игру про сражения магов, «симулятор лифта» и многие другие аркады и головоломки. 11 февраля игры и разработки наших студентов как раз можно протестировать на конференции «Лекционный день»
Вам также может быть интересно:
VR-разработки, геймдизайн, онлайн-сообщества: фестиваль игровой индустрии состоялся в НИУ ВШЭ
На площадке Высшей школы бизнеса ВШЭ завершился фестиваль «Хочу в геймдев!». Его организовала команда преподавателей и выпускников программы «Менеджмент игровых проектов». В кампусе ВШБ на Шаболовке собралось более 220 представителей игровой индустрии: от новичков до разработчиков, сценаристов и других профессионалов геймдева. Инициаторы проекта предложили яркую программу, чтобы участники сразу смогли погрузиться в шоукейс-проекты, мастер-классы и обсуждения, лекции от гуру индустрии — не были забыты ни теоретические, ни практические аспекты разработки игр.
Игровая индустрия в эпоху пандемии: как стать звездой в геймдеве
Во время кризисов люди больше, чем в стабильные времена, играют в игры, соответственно, увеличивается и приток вложений в эту индустрию. О том, как и почему игровой рынок растет в период пандемии, новостной службе портала рассказал Вячеслав Уточкин, заместитель директора Центра развития компетенций в бизнес-информатике Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, преподаватель образовательной программы «Менеджмент игровых проектов», игровой продюсер, автор книги «Хочу в геймдев! Основы игровой разработки для начинающих».
Лекторы «Университета, открытого городу» расскажут об индустрии компьютерных игр
В лектории Вышки на ВДНХ стартует цикл лекций «Как создать свою игру», в рамках которого преподаватели университета расскажут об игровой индустрии. За четыре лекции слушатели узнают, как придумать, разработать и спродюсировать компьютерную игру и как выстроить правильную маркетинговую кампанию для ее успешной продажи.
Какой должна быть команда в игровой индустрии
В рамках проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» проходит цикл лекций об игровой индустрии. 15 марта преподаватель Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ Сергей Голубкин рассказал о том, как формируются команды для создания игр и как ими управлять.
Маркетинг в игровой индустрии: от цифр к человеку
В рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка на ВДНХ» состоялась лекция маркетолога и преподавателя образовательных программ ВШБИ НИУ ВШЭ Сергея Зыкова о маркетинге в игровой индустрии. Слушатели узнали, как строится маркетинг игр, что нужно делать начинающим разработчикам и как продвигать свой проект (особенно если маркетинговый бюджет не особенно велик).
У игровой индустрии есть деньги и идеи, не хватает специалистов
Зачем люди играют в игры? Чем занимается гейм-дизайнер? Каковы современные тенденции игровой индустрии в России? Какими компетенциями должен обладать человек, мечтающий сделать карьеру в мире игр, и где получить соответствующее образование? Об этом рассказал на лекции в рамках проекта «Университет, открытый городу» старший гейм-дизайнер Mail.Ru Group, преподаватель игровой логики Школы дизайна НИУ ВШЭ Константин Сахнов. Эта лекция завершила сезон 2014-2015 года в Культурном центре ЗИЛ. Теперь встретиться с учеными Вышки можно на лекциях в парке Горького.