• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разнообразие студентов требует разнообразия подходов к обучению

В Вышке впервые прошла генеральная ассамблея Международной академии образования. Ее участники рассказали о вызовах, с которыми сталкиваются системы образования в разных странах, и о решениях, помогающих справиться с ними.

Генеральной ассамблее предшествовали Дни Международной академии образования, которые проходили в Москве на площадках различных университетов, в том числе НИУ ВШЭ. Основными участниками генассамблеи стали 22 члена академии, представляющие все континенты мира. Помимо обсуждения совместных проектов и публикаций, они организовали групповые дискуссии по ключевым проблемам, которые стоят перед системами образования по всему миру.

Почему чтение важно как никогда

Президент Международной академии образования Дуглас Уиллмс считает «фундаментальным вызовом» для всех стран обучение детей чтению. «Те, кто не научился в детстве хорошо читать, оказываются уязвимыми до конца жизни, — отмечает Уиллмс. — Они, среди прочего, испытывают трудности в школе, им гораздо тяжелее найти работу после школы».

Даже с развитием новых технологий в обществе появляется все больше и больше запросов на читательские навыки

По словам Уиллмса, в некоторых крупных странах (Россия, Канада, США), обычно около 30% детей не овладевают достаточными навыками чтения к 8-9 годам. А в странах с низкими доходами, например, африканских, умеют читать к этому возрасту только 10% детей — там эта проблема тянется из поколения в поколение: детей просто некому учить.

Специалисты активно работают над программами обучения, которые позволят детям улучшить их навыки в начальных классах школы, но готовых решений этой проблемы пока нет. Впрочем, есть и хорошие новости: Россия одна из немногих стран, в которых дети с каждым годом читают все лучше.

Чему должна учить школа

Для профессора Департамента образовательных исследований при правительстве Мексики Марии де Ибаррола самый важный вызов — изменение традиционных школьных структур, слишком жестких и иерархических.

Ученики не получают удовольствия от обучения в школах, потому что учебные программы слишком академические

«Ученикам нужны новые образовательные возможности, — считает она, — а во многих странах, из-за ограниченных бюджетов, в школах не находится места для музыки, занятий искусствами или спортом».

Профессор де Ибаррола не настаивает на том, чтобы школа «развлекала», но она должна гораздо в большей степени, чем сейчас, соотноситься с интересами учеников и с их будущей жизнью. Школы должны становиться более технологичными и включать больше практической подготовки.

Кроме того, нужно учитывать национальные особенности. Базовым навыкам — чтению, письму, математике, языкам — дети должны обучаться по всему миру. Но многие из получаемых ими социальных знаний важны в контексте: локальном, региональном, даже религиозном. Нельзя делать вид, что общество везде одинаково.

Как меняются школьники и студенты

Резкое расширение высшего образования, по крайней мере на Западе, представляется серьезным вызовом почетному профессору Университета Никосии Андреасу Деметриу. Две трети школьников в этих странах сегодня поступает в университеты, что сказывается на качестве высшего образования: сами студенты сегодня вовсе не такие, какими были несколько десятилетий назад.

Многие студенты не готовы осваивать традиционную университетскую программу — значит, она нуждается в переработке

Другой вызов связан с изменением структуры семей. «В Европе есть страны, где более половины детей растут в семьях, в которых один из родителей им не родной, — говорит Андреас Деметриу. — Это вызывает серьезные проблемы в плане социализации и влияет на их способность к обучению». Школы должны предлагать программы социальной и психологической поддержки уязвимым ученикам, в том числе, когда они сталкиваются с «буллингом».

Как должно меняться образование

Почетный профессор Университета Южной Каролины Лорин Андерсон также отмечает, насколько изменились ученики и особенно студенты по сравнению с временами, когда университеты были доступны, в основном, представителям высших слоев общества. Разнообразие студентов требует и разнообразия подходов к их обучению.

По мнению Лорин Андерсон, худшая вещь, которая может случиться с сильным учеником в США — обучение в школе, где много слабых учеников. Тогда учебный план будет ориентирован именно на них, и сильный ученик окажется ограничен в обучении. «Самое важное — найти баланс, — считает он. — Нельзя каждому дать преимущество — люди все равно будут чувствовать себя обделенными, это в их природе. Но можно сделать так, чтобы никто не был ущемлен в своих возможностях больше, чем другие».

Для Японии долгое время было характерно эгалитарное высшее образование, рассказывает, в свою очередь, Юко Таруми из Университета Мусаши.

Образование было меритократическим инструментом: даже если ты не происходил из богатой семьи, хорошее образование открывало карьерные перспективы

Но сейчас ситуация меняется. В обществе увеличивается неравенство — и образование только усиливает это расслоение. Так, у детей из обеспеченных семей больше шансов получить хорошие оценки на тестах — сами родители, инвестируя в образование детей, подталкивают их к этому. Это само по себе не плохо. Хуже то, что, по мнению Юко Таруми, образование не воспринимается обществом как инструмент для решения проблемы бедности.

Как использовать цифровые технологии

О важности изменения подходов к преподаванию и его индивидуализации, чтобы студенты могли полностью раскрывать потенциал, говорит Ольга Златкин-Тройчанская, профессор Майнцского университета имени Иоганна Гутенберга. Важный аспект здесь — цифровизация и использование интернета в процессе обучения.

«С одной стороны, ресурсы интернета можно использовать в помощь учащимся, — считает она. — Но с другой, первые эмпирические исследования показывают, к сожалению, больше негативных эффектов».

Если студенты сами по себе ищут информацию в интернете, уровень их знаний в итоге ниже, чем при классическом обучении в классе

Профессор Златкин-Тройчанская отмечает и возрастающую роль технологий искусственного интеллекта в обучении. Со временем они, например, позволят «считывать» уровень нагрузки и усталости студентов во время занятий. «Через 10-15 лет я вижу преподавание как командную работу искусственного интеллекта и учителя, — говорит она. — Но все же надеюсь, что именно учитель, а не искусственный интеллект будет говорить, что делать».

Вам также может быть интересно:

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве

Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

ВШЭ улучшила результаты в мировом рейтинге «Три миссии университета»

Высшая школа экономики поднялась на 17 позиций в списке лучших университетов мира и уверенно входит в топ-5 лучших российских университетов московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» (MosIUR).

Лицей НИУ ВШЭ стал первым среди школ по количеству поступивших выпускников в лучшие российские вузы

Лицей Высшей школы экономики в пятый раз подряд занял первую строчку списка рейтингового агентства RAEX из топ-300 школ России по количеству выпускников, зачисленных в ведущие вузы страны. В основе исследования — данные приемных кампаний 47 ведущих российских университетов в 2021 и 2022 годах.

Эксперты НИУ ВШЭ приняли участие в разработке методики реализации модуля «Обучение служением» в вузах

Высшая школа экономики совместно с Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ подготовила методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением». Их уже направили в сотню российских вузов, которые запустят модуль в новом учебном году.

ЕЭК, РАНХиГС и регионы: ВШЭ подписала на ПМЭФ ряд соглашений о сотрудничестве

В рамках Петербургского международного экономического форума Высшая школа экономики подписала соглашения с РАНХиГС, правительством Псковской области и ПсковГУ, Новгородским госуниверситетом и Хабаровским госуниверситетом экономики и права. Кроме того, НИУ ВШЭ и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) утвердили программу сотрудничества на 2023–2024 годы. «Вышка.Главное» рассказывает о достигнутых договоренностях.

Никита Анисимов: «Поддержка студентов из числа участников СВО и членов их семей — важнейший приоритет НИУ ВШЭ»

На полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который проходит в Северной столице с 14 по 17 июня, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов дал интервью телеканалу «Россия». Он рассказал об адресных мерах поддержки студентов из числа участников СВО и их семей, о развитии пяти кампусов Высшей школы экономики и о важности сотрудничества Вышки с региональными университетами.