• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Арутюн Аветисян: «Нужно создавать сетевые модели ускоренного трансфера знаний»

Арутюн Аветисян: «Нужно создавать сетевые модели ускоренного трансфера знаний»

© iStock

Направление «Программная инженерия» на факультете компьютерных наук ВШЭ недавно было модернизировано. Академическим партнером стал Институт системного программирования им. В.П. Иванникова РАН (ИСП РАН), а научным руководителем направления — директор ИСП РАН, академик РАН заведующий базовой кафедрой «Системное программирование» ИСП РАН факультета компьютерных наук ВШЭ Арутюн Аветисян. В интервью новостной службе он рассказал о том, что изменится для студентов, насколько конкурентоспособно отечественное образование в области «Программная инженерия» и нужны ли программисту soft skills.

Недавно в ВШЭ было принято решение обновить бакалаврскую программу «Программная инженерия», а вы стали научным руководителем этого направления на ФКН. Какими будут эти изменения, зачем они нужны и что получат от этого студенты?

Действительно, сейчас мы вместе с нашими партнерами начинаем постепенные преобразования — модернизацию бакалавриата. С 1 сентября один поток (это 150 студентов) начнет учиться по новой программе. Такие изменения необходимы, потому что за последние 10–15 лет произошли существенные изменения в технологическом ландшафте системного программного обеспечения. Резко выросли его объем и сложность, значительно увеличилось разнообразие. Современное системное ПО — это не только операционные системы и базы данных, но и сложные среды разработки, компиляторы, виртуальные машины.  Широко используются облачные платформы с многоуровневым стеком технологий анализа и обработки больших данных. Произошли и другие изменения. Поэтому современные выпускники должны обладать совершенно другим багажом знаний. Программа подготовки студентов должна серьезно измениться, и нужно выстроить обучение, начиная прямо с первого курса.

Арутюн Аветисян
© Высшая школа экономики

Первокурсники будут изучать классические курсы по алгоритмам и структурам данных, а также архитектуру ЭВМ, базируясь на языке С и ассемблере. Это основа основ — разбираться в том, как устроены современные компьютеры и как для этих компьютеров известные алгоритмы превращаются в нули и единицы. Основа нужна, чтобы студенты могли разрабатывать не просто программы, которые функционально работают, а программы необходимого качества с учетом современных требований к эффективности и безопасности.

В дальнейших курсах по операционным системам, оптимизирующим компиляторам, анализу кода, программной инженерии будет накоплен необходимый багаж знаний для специалистов по анализу программ. А в курсах по базам данных, машинному обучению, анализу текстов — для специалистов по анализу данных. При этом программистские курсы будут поддержаны соответствующими математическими. Это нужно для того, чтобы выпускники были специалистами высшей квалификации, способными вести исследования и разработки на переднем крае науки, конкурируя с выпускниками лучших вузов мира.

Какие задачи в рамках обновления программы стоят перед Институтом системного программирования РАН, который является академическим партнером «Программной инженерии»?

Подготовка кадров высшей квалификации возможна только в модели «образование, основанное на исследованиях» (research based education). Сейчас элементы такой модели, безусловно, присутствуют на факультете, но мы хотим значительно расширить эту экосистему в контексте существующих технологических вызовов. Это позволит студентам активно участвовать в передовых исследовательских проектах уже с первых курсов.

Совместно с партнерами мы обеспечим наличие качественных проектов, связанных и с фундаментальными исследованиями, и с исследованиями в интересах ведущих компаний. И одним из ключевых компонентов станет привлечение преподавателей-практиков, которые сами разрабатывают новые технологии

Например, на первом курсе лекции по алгоритмам и алгоритмическим языкам будет читать доктор физ.-мат. наук Андрей Белеванцев, который уже много лет руководит нашей совместной лабораторией с Samsung и ведет разработку технологий, которые используются во всем мире — например, по статическому анализу исходного кода программ.

Базовая кафедра ИСП РАН работает на ФКН с 2015 года. Можно ли подвести ключевые итоги сотрудничества Института и Вышки? Оправдались ли Ваши ожидания от этого партнерства?

Наши ожидания оправдались в полном объеме. Из магистратуры к нам приходят хорошие студенты, которые потом остаются работать в институте. Эти годы стали прекрасным опытом взаимодействия. Однако со временем возникли новые вызовы, связанные с тем самым технологическим сдвигом, о котором я говорил. Возникла обоюдная потребность перехода на качественно новый уровень сотрудничества. Инициатором преобразований стало руководство факультета (декан Иван Владимирович Аржанцев) и всего вуза. Ректор ВШЭ Ярослав Иванович Кузьминов вник во все детали и полностью поддержал предложения по преобразованию. Без их поддержки и личной вовлеченности осуществление таких изменений невозможно.

Как Вы бы охарактеризовали позиции ВШЭ и российских вузов в целом по направлению «Программная инженерия» в глобальном масштабе?

У российских вузов очень хорошие позиции. Высокое качество нашего образования подтверждается востребованностью наших студентов и аспирантов в исследовательских организациях и международных высокотехнологичных компаниях. Кроме того, существует ряд успешных отечественных компаний, которые  конкурентоспособны  на мировом уровне: «Яндекс», «Лаборатория Касперского», 1С, JetBrains и др. И это тоже объясняется, в первую очередь, наличием кадров высокой квалификации.

Если же говорить о ВШЭ, то «Программная инженерия» вуза — единственная образовательная программа в России, получившая аккредитацию авторитетной международной организации ABET (Accreditation Board for Engineering and Technology). Во всем мире — всего 35 таких бакалаврских программ.

Какие изъяны были характерны для российской практики подготовки программных инженеров?  Что нужно сделать в первую очередь, чтобы ее изменить?

Отрасль информационных технологий существует в нашей стране уже более 70 лет, и подготовка кадров в этой области всегда была достаточно сильной. Разрабатывались аппаратные решения, программные системы… Но со временем возникли проблемы. Во-первых, это общеизвестные трудности, связанные с постсоветским временем (нехватка средств, утечка кадров). Во-вторых, это ускоренное развитие отрасли. Взрывной технологический рост привел к необходимости быстрых изменений. А создавать что-то новое и быстро адаптироваться в условиях кадрового голода — очень сложно.

Сейчас нам нужно создавать сетевые модели ускоренного трансфера знаний — особенно в региональные вузы. Нужно создавать сообщество с использованием той самой модели «образование, основанное на исследованиях». И мы в институте уже давно работаем над этим. У нас есть интеграция с ведущими вузами, ряд лабораторий: в Великом Новгороде, Ереване, Орле, в МАИ и других городах и вузах.

Часто можно слышать, что уровень подготовки ребят, идущих в вузы, постоянно снижается. Что Вы можете сказать о студентах, с которыми работаете в Вышке?

Нам повезло − мы работаем с такими вузами, как ВШЭ, МГУ, Физтех, и на эти вузы талантливых студентов пока хватает. Есть из кого выбирать. И есть кого учить. А вообще это, конечно, очень актуальный вопрос. Особенно с учетом того, как быстро растут требования к IT-образованию. В идеале нужно начинать со школьного образования: прямо в масштабах страны запустить специальную программу по созданию школ с углубленным изучением IT и математики. Только так получится принципиально решить эту проблему в долгосрочной перспективе.

Насколько, на Ваш взгляд, сегодня для программистов важны soft skills?

Если под soft skills понимать умение выстраивать коммуникацию, способность социализироваться, то да, конечно, важны. Серьезная современная программная система — это сотни миллионов строк кода, постоянная поддержка, развитие, взаимодействие с открытыми проектами… Поэтому создание такой системы, постоянная генерация инновационных технологий — это всегда работа в команде и в сообществе, причем очень часто — международном, не ограниченном одной организацией или страной. Так что развивать soft skills обязательно нужно. И мы в рамках нашей совместной работы с ВШЭ как раз так и делаем.

Уже с третьего курса студенты участвуют в научно-исследовательских проектах (в том числе с такими международными компаниями, как Samsung, Huawei, Bentley Systems и др.), учатся работать в команде и таким образом автоматически получают те самые soft skills, которые им понадобятся в будущей карьере

Из России продолжают уезжать ученые и высококвалифицированные специалисты, поскольку рынок труда за рубежом предлагает им лучшие условия. Каких чувств у Вас больше  сожаления или гордости, когда Вы узнаете, что кто-то из Ваших учеников уехал работать в Google или Facebook? Можно ли изменить эту ситуацию?

Я убежден, что вполне можно создать хорошие условия и здесь, в России. Локальный патриотизм никто не отменял, и при достойном уровне жизни и интересных задачах человек скорее останется, чем уедет. Мы это видим по нашему опыту. За последние пять лет наш коллектив вырос в два раза до 500 человек, а за границу уехало всего 4 человека. При этом никаких ограничений у нас нет, если человек хочет уехать — мы этому не препятствуем. Но одновременно делаем все, чтобы он этого не захотел, чтобы молодежи было комфортно создавать новые технологии у себя дома.

В последнее время очень актуальны вопросы кибербезопасности. Уместно ли ставить вопрос о профессиональной этике в процессе учебы, говорить о моральной стороне профессии программиста?

Профессиональная этика — это важно. Но в данном контексте думаю, что этика одна — общая для всех, и для программистов в том числе. В любой области у человека есть выбор. Все равно, где он работает — в программировании или где-то еще. Мы являемся признанным центром по анализу программ с целью выявления дефектов, центром кибербезопасности. И все инструменты, которые мы делаем, направлены на поддержку жизненного цикла безопасного программного обеспечения в ведущих компаниях. При этом те же технологии можно применять и совершенно для других целей. Аналогичная ситуация наблюдается в фармакологии, химии, многих других отраслях. Поступать этично или нет — решает человек, и этот выбор не зависит от области знаний.