• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Изучить историю России поможет «Нестор»

Изучить историю России поможет «Нестор»

© Высшая школа экономики

НИУ ВШЭ, Агентство стратегических инициатив и Российское военно-историческое общество совместно разработали мобильное приложение для изучения российской истории «Нестор». Оно реализовано на базе АНО «История моей страны» в рамках проекта «Археономика: экономика наследия». Презентация приложения прошла недавно в рамках Петербургского международного экономического форума.

«Нестор» поможет школьникам в изучении программы по истории, а учителям — в подборе качественного и интересного контента для наполнения уроков и лекций. Впрочем, воспользоваться приложением может любой желающий, интересующийся ключевыми событиями в истории нашей страны. Приложение предоставляет возможность выбрать один из профилей (учитель, ученик или читатель) и исходя из этого помогает составить программу использования материала. Об историческом событии можно прочитать статью или посмотреть видеоурок. В приложении предусмотрена удобная система навигации, для того чтобы помочь в освоении материала в соответствии со школьной программой или получении дополнительных знаний по интересующей теме.

Учитель или ученик, регистрируясь, вносит свое расписание, на основании которого приложение присылает уведомления с напоминаниями о контрольных и самостоятельных работах. Также приложение оснащено геолокацией, генерируемыми материалами на основе предыдущих запросов пользователя, лентой времени, поисковой системой с нейросетью, материалами из актуального учебника по истории за 5–11-й классы.

Директор Центра развития и медиаподдержки социальных и исторических проектов «История моей страны», преподаватель Школы философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Мария Митлянская рассказала, что концепция создания многосторонней историко-культурной платформы была презентована в рамках форума АСИ «Сильные идеи для нового времени 2023» и получила поддержку президента.

«Миссия “Археономики” — развивать сообщество профессионалов и любителей истории, археологии и этнографии, помочь им наладить диалог с невовлеченными гражданами, поддерживать российские бренды, связанные с историческим наследием, а также помогать в создании туристической инфраструктуры вокруг культурно-исторических памятников России, особенно в малых городах», — пояснила она.

Мария Митлянская
© Высшая школа экономики

Мария Митлянская подчеркнула важность того, чтобы историческое просвещение носило не только теоретический характер, но также затронуло индустрию впечатлений, сферу живой истории. Это любой контакт с историческим пространством, где есть живое участие, деятельное вовлечение. Например, гражданская наука, исторические фестивали, фольклорные коллективы, ремесленные кружки, народные игры, гулянья, состязания по историческим видам боевых искусств — все то, что позволяет соприкоснуться с культурным богатством нашей страны сквозь века.

Приложение «Нестор» ориентировано на специфику юного поколения. «Смартфон у школьника — это современная норма. Мир полон технологий, они развиваются, становятся совершеннее, доступнее. Этим нужно вооружиться для достижения целей по развитию интеллектуального и небезразличного общества, — полагает Мария Митлянская. — Существует серия наглядных материалов, видео, аудио, популярных статей от качественных источников: лектория “Достоевский”, портала “История.РФ”, “Знание.Вики” и других. Мы с коллегами из РВИО собрали и продолжаем собирать все это многообразие воедино, систематизировать, приводить в соответствие со школьной программой. Само собой, материал проходит строгую проверку у методистов и профессиональных историков».

Сейчас «Нестор» работает в тестовом режиме и скоро будет доступен для скачивания. Датасеты в дальнейшем еще будут дорабатываться, а нейросеть — обучаться, также планируется научить «Нестора» озвучивать тексты, превращая их в аудио.

Вопрос создания современной платформы для информирования граждан об историко-культурных и туристических программах и мероприятиях, а также для создания удобной системы участия добровольцев в исторических экспедициях прорабатывается Агентством стратегических инициатив совместно с правительством Российской Федерации (Минкультуры России), Высшей школой экономики и Российским военно-историческим обществом в соответствии с поручением президента РФ от 25.08.2023 года № Пр-1676.

Приложение «Нестор» было представлено в ходе экспертной сессии ПМЭФ-2024 «Цифровизация преподавания истории в школе», по итогам которой состоялось подписание соглашения между сторонами о сотрудничестве и взаимодействии по развитию программы «Археономика: экономика наследия». Со стороны НИУ ВШЭ подписантом документа выступил проректор Дмитрий Земцов.

Дмитрий Земцов
© Высшая школа экономики

«Мы ведем большую работу по исследованиям молодежи, у нас действует лаборатория “Молодежная политика”, и одна из тематик, которой мы занимаемся глубоко, — это тематика исторической памяти. Мы видим, как в разных стратах молодежи — сельской молодежи, молодежи, которая ориентируется на профессии в сфере технологий и IT, молодежи, которая выбирает для себя траекторию в среднем профессиональном образовании, и т.д. — по-разному строится восприятие своей страны. Исторический фактор как что-то, что не просто было до тебя, а чему ты наследуешь сейчас и можешь развивать, — это чувство развито в разных стратах молодежи в разной степени, — говорит Дмитрий Земцов. — Нам кажется очень важным помочь молодым людям создать у себя это особое ощущение истории не как простого набора фактов, которые ты изучил в школе, сдал и забыл: мы считаем, что история — это наследие в прямом смысле этого слова. Ты, живя в стране, являешься продолжателем дел людей, которые создавали эту страну до тебя. Именно поэтому кажется особенно важным через инструмент, который молодежи понятен, через цифровые пространства, через приложение на смартфоне дать людям возможность прикоснуться к истории разными гибкими способами».

По мнению участников дискуссии, интерактивные методы обучения позволяют учителям делать уроки более интересными, а ученикам — лучше усваивать материал. Кроме того, использование цифровых инструментов в преподавании позволяет школьникам получать доступ к качественным материалам и лекциям ведущих преподавателей независимо от их места жительства, что особенно важно для детей, живущих в отдаленных районах или имеющих ограниченные возможности здоровья.

Историческое наследие стало как никогда важно для граждан России, поэтому людей и сообщества, которые посвящают себя популяризации, развитию и охране истории, нужно системно поддерживать, убеждена Мария Митлянская.