• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Развивать, но не сдерживать: эксперты ВШЭ полагают, что цифровым платформам нужен рамочный закон

Развивать, но не сдерживать: эксперты ВШЭ полагают, что цифровым платформам нужен рамочный закон

© iStock

За последнее десятилетие во всем мире наблюдается взрывное развитие платформенной экономики, масштабы которого можно сравнить с индустриальной революцией. При этом ни одна из стран пока не смогла выработать гармоничную практику регулирования этого феномена. Эксперты НИУ ВШЭ в результате проведенного исследования пришли к выводу, что необходима единая законодательная рамка, которая обеспечит и защиту прав потребителей и государства, и развитие платформ.

Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, проректор, профессор факультета права Алексей Кошель и преподаватель департамента политики и управления факультета социальных наук Екатерина Кручинская предложили концептуализацию типов регулирования цифровых платформ, основанную на качественном анализе отечественного и зарубежного опыта. Научная статья «Регулирование цифровых платформ как bona fides: от экономической эффективности к норме» опубликована в журнале «Вопросы государственного и муниципального управления».

В настоящее время экономические институты всех стран переживают серьезную трансформацию, и в ее центре — цифровые платформы, отмечают авторы статьи. Онлайн-торговля обладает околонулевыми трансакционными издержками в сравнении с традиционной торговлей благодаря мгновенному доступу к информации о продуктах и возможности быстро совершить покупку.

Электронная коммерция развивается экспоненциальными масштабами с 2010 года. В 2013-м мировой рынок e-commerce в сегменте B2C достиг 1,2 трлн долларов, а рынок B2B — 13 трлн долларов. В 2017 году общая стоимость платформенных компаний с рыночной капитализацией более 100 млн долларов превысила 7 трлн долларов, что составляет около 20% мирового ВВП. И этот тренд продолжится, по экспертным оценкам, вплоть до 2029 года.

Глубоко развитый рынок национальных цифровых платформ есть у трех стран: США, Китая и России. В США общая оценка вклада в экономику четырех компаний-экосистем, которые работают на базе цифровых платформ, составляет около 20% акционерного капитала публично торгуемых компаний. Добавленная стоимость основных отраслей цифровой экономики составляет не менее 8% от ВВП Китая. В России, по оценкам экспертов, суммарный вклад цифровизации в прирост ВВП с 2024 по 2030 год может составить от +2,7 п.п. до +6,7 п.п. Также крупнейшими игроками на рынке платформ являются Европейский союз, Республика Корея и Индия. В этих странах нет собственных глобальных цифровых платформ, но на их территории успешно функционируют международные.

При этом в каждой стране развитие цифровых платформ происходит по собственной траектории не только из-за их адаптации к экономическим условиям, но и во многом благодаря действующему в этой сфере законодательству.

«Необходимость задать регуляторные рамки деятельности цифровых платформ обусловлена тем, что главной составляющей эффективного функционирования рынка наряду с малыми трансакционными издержками выступает определение границ прав собственности. Если такие границы не определены, возникает достаточно высокий риск оппортунизма платформ, а также упущенных выгод для государства в виде недополученных налоговых поступлений — классический случай упущенных выгод по Пигу. Это ведет к парето-неоптимальности: выигрыш платформ не всегда компенсирует потери других участников рынка, что для государства является провалом в средней и долгосрочной перспективе», — отмечается в статье.

Авторы убеждены, что для эффективной работы рынка необходимы четкие и прозрачные правила, установленные законом. При этом степень государственного вмешательства не должна быть чрезмерной, чтобы не навредить развитию отрасли. Регулирование цифровых платформ должно создавать условия, при которых все участники рынка — платформы, пользователи и другие стейкхолдеры — были бы заинтересованы в сотрудничестве, а не только в удовлетворении собственных интересов. На сегодня это условие не достигнуто.

Во всем мире законодательное регулирование цифровых платформ все еще остается предметом дискуссий, которые ведутся более десятка лет.

© iStock

«В отличие от традиционной экономической модели, цифровая среда с ее виртуальным, многоуровневым и непрозрачным характером создает информационную асимметрию, усложняя защиту прав потребителей. В связи с этим уровень защиты персональных данных и прав потребителей становится фактором устойчивости как цифровой, так и традиционной экономики, а в отдельных случаях — фактором национальной безопасности», — говорится в статье.

Ученые выявили два противоположных пути в развитии регулирования цифровой экономики. Первый — жесткое регулирование защиты персональных данных и антимонопольное регулирование при умеренном регулировании платформенной занятости. Второй — жесткое регулирование контроля качества и защиты персональных данных при умеренном саморегулировании цифровых платформ. Оба в недостаточной мере учитывают взаимосвязанность различных сфер.

В целом законодательство о цифровых платформах плохо сбалансировано. До сих пор отсутствует пример единого рамочного закона в этой сфере, который определял бы правила игры для цифровых платформ в ряде ключевых опорных положений. Законодатель чаще всего реагирует на отраслевой прецедент, внося точечные изменения в отдельные нормативные акты. Такая практика регулирования, основанная на нормах, не скоординированных внутри юрисдикции, усиливает риск коллизий и ведет к неустойчивости развития платформенной экономики и к ее неэффективности.

По мнению авторов, с учетом масштабов развития платформенной экономики и ее повсеместного проникновения в различные отрасли очевидна необходимость принятия рамочного закона. Отраслевое регулирование необходимо как вторичный механизм, дополняющий базовый закон.

При этом важно, чтобы регуляторные меры были соразмерны и не создавали неоправданных барьеров для входа на рынок или развития существующих платформ.

«Для достижения регуляторного баланса необходим переход от реактивного к проактивному законодательству, основанному на принципах фундаментальной целостности, но с демонстрацией гибкости и адаптивности», — резюмируют авторы статьи.

Вам также может быть интересно:

Социальный конструктор: Ярослав Кузьминов о том, как регулировать платформенную экономику

Научный руководитель Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов в колонке для Forbes анализирует развитие платформенной экономики и подходы к ее регулированию, включая распространение на этот сектор системы социальных гарантий.