• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Готовить работы на конкурс «Высший пилотаж» стоит начинать уже сегодня

В 2016/2017 учебном году для учеников 9–11 классов снова будет проведен конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж», победители и призеры которого получают дополнительные баллы за индивидуальные достижения при поступлении в ВШЭ. Регистрация участников конкурса начнется 12 декабря, но приступать к подготовке работ рекомендуется уже сейчас.

Главная задача конкурса «Высший пилотаж» — развитие творческих способностей школьников, формирование у них интереса к проектной и исследовательской деятельности и необходимых для нее компетенций.

Участникам конкурса и их наставникам важно понимать, что проектная работа — это некий продукт, созданный для изменения конкретной ситуации с учетом приобретенных в школе знаний. Исследовательская работа — это получение новых знаний с учетом уже имеющихся (более подробное описание различий проекта и исследования есть в материалах конкурса). Умение проводить исследования и реализовывать проекты важно для учебы не только в школе, но и в вузе, а также, конечно, в дальнейшей работе.

Как это было?

В прошлом году конкурс «Высший пилотаж» был проведен впервые. В нем приняли участие около 350 человек из 45 регионов России и стран СНГ, 173 прошли на очный тур, 57 стали победителями и призерами.

В числе лучших работ, представленных на конкурс, были, например, проекты по созданию спортивно-оздоровительного комплекса, компании, занимающейся организацией жилого пространства (направление «предпринимательство»), проекты изменений в законодательство о медицинском страховании работающих в России иностранцев, о противодействии коррупции (направление «право»). А победитель по направлению «философия» провел исследование, в котором рассмотрел образ Бэтмена как правителя Готэма в контексте взглядов Карла Шмидта, Джорджо Агамбена и других философов.

Из числа зарегистрировавшихся на конкурс в прошлом году 193 человека поступили в ВШЭ, из числа победителей и призеров финального этапа — 41 человек, и это очень большая доля. По мнению членов экспертных комиссий, уровень работ, вышедших в финал, был достаточно высок, участники были заинтересованы, мотивированы, были готовы защищать свои работы и выслушивать критические замечания.

Как это будет?

В этом году конкурс «Высший пилотаж» проводится по 19 направлениям.

По 13 из них (бизнес-информатика, востоковедение, культурология, лингвистика, медиакоммуникации, право, предпринимательство, психология, реклама и связи с общественностью, социология, технические и инженерные науки, философия, экономика) конкурс проводится в два этапа. Первый (заочный) этап продлится с 12 декабря 2016 года по 6 марта 2017 года. В течение этого периода участники конкурса должны загрузить свои работы в личный кабинет. Их оценят эксперты, и авторы лучших работ будут приглашены в апреле в Москву на второй (очный) этап, где им предстоит защитить результаты своего исследования или свой проект перед экспертной комиссией.

По направлению «дизайн» очный этап не предусмотрен. Эксперты оценят работы (срок из загрузки в личный кабинет — не позднее 31 марта 2017 года) и при необходимости пригласят авторов некоторых из них на собеседование по скайпу.

Еще по 5 направлениям — математике, физике, биологии, химии, компьютерным наукам — «Высший пилотаж» пройдет в формате конкурса-конференции «Intel-Авангард». Конференция имеет давнюю историю, посвящена аналитическим, качественным и экспериментальным методам в решении естественнонаучных задач, ее поддерживает компания Intel. Начиная с этого года конкурс-конференция будет проводиться Московским химическим лицеем совместно с Высшей школой экономики в рамках конкурса «Высший пилотаж». Те, кто собираются участвовать в «Высшем пилотаже» по одному из этих пяти направлений, должны представить работы до 6 февраля 2017 года. Приглашение на участие в конкурсе-конференции получат только авторы наиболее содержательных исследований. Конференция пройдет в Подмосковье в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново» с 23 по 26 февраля.

Не откладывать на завтра

Работа над проектом или исследованием требует кропотливого труда в течение длительного времени, поэтому, чтобы в начале 2017 года представить работу на суд экспертов, стоит приступить к ней уже сейчас, советует директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич.

Обучающие материалы, требования к структуре и оформлению работ можно найти в разделе «Материалы для подготовки» и «Видеоматериалы для подготовки». На сайте есть ссылки на внешние ресурсы, которые могут пригодиться при подготовке работы, а на страницах ряда направлений можно посмотреть записи вебинаров прошлого и нынешнего учебного года. Также предлагается принять участие в текущих вебинарах (посмотреть расписание и зарегистрироваться можно здесь) и

Конкурс «Высший пилотаж» позволяет сделать первые шаги в «большой» науке и получить профессиональную оценку своей работы, он дает опыт публичных выступлений, готовит школьников к серьезной исследовательской работе, отмечает Тамара Протасевич. Кроме того, победители и призеры конкурса из числа 11-классников могут получить дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в ВШЭ: победители — 4 балла, призеры — 3 балла.

Вам также может быть интересно:

«Самые светлые умы»: в НИУ ВШЭ завершился конкурс «Высший пилотаж»

В этом году Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» был проведен в девятый раз. На 25 направлений конкурса в общей сложности зарегистрировались 27 446 человек из 28 стран и 88 регионов России. Приняли участие в отборочном этапе 6243 школьника — на 22% больше, чем в прошлом году. Призерами заключительного этапа стали 295 человек, победителями — 147. Все они получат дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в НИУ ВШЭ на образовательные программы соответствующего профиля.

«Анализ данных используется во многих сферах далеко за пределами IT»

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике состоялась лекция экспертов Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Представители методической комиссии и члены жюри ВсОШ обратили внимание учителей, сопровождающих школьников-олимпиадников, на востребованность навыка работы с информацией в различных сферах и рассказали, как помочь ученикам выстроить свой путь в этом направлении.

«Программирование плюс реальная жизнь»: подведены итоги олимпиады PROD

В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения дипломантов олимпиады PROD. Это новая и первая в России олимпиада по промышленной разработке для учеников 9–11-х классов, организованная НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральным университетом. В отборочном этапе приняли участие около 4 тыс. человек из 89 регионов России, а также из Казахстана, Беларуси, Армении, Китая, Туркменистана. Победителями и призерами олимпиады стали 43 человека.

При участии ВШЭ состоялась Открытая олимпиада школьников по программированию

В марте в учебном центре компании «1С» прошла Открытая олимпиада школьников по программированию. В этом году она проводилась на четырех площадках: в Москве, Перми, Липецке и Тегеране (Иран). Организаторами соревнования выступили Департамент образования и науки города Москвы, МФТИ и НИУ ВШЭ в партнерстве с «1С», «Яндексом» и Центром педагогического мастерства.

«Чтобы попасть в сборную России по информатике, старшеклассникам приходится пройти сложный путь»

Филипп Грибов, эксперт Центра студенческих олимпиад и ассистент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук Вышки, получил Премию Президента Российской Федерации заподготовку победителя 4-й Международной олимпиады по информатике. Филипп Грибов входит в состав тренерского штаба сборной России по информатике и более пяти лет тренирует одаренных школьников для участия в соревнованиях в области компьютерных наук.

«Взять от учебы всё»: в Вышке стартовала серия встреч со школьниками

В Большом зале Центра культур НИУ ВШЭ состоялась встреча учеников школ Москвы и других регионов с представителями Приемной комиссии и пяти факультетов университета. В ней приняли участие около 400 человек, и это начало серии очных встреч, которые пройдут в Вышке в период до 11 апреля. Об образовательных программах бакалавриата и специалитета, особенностях студенческой жизни, карьерных перспективах выпускников НИУ ВШЭ и многом другом смогут узнать потенциальные абитуриенты от Калининграда до Якутска и Владивостока.

В НИУ ВШЭ учеников предпрофессиональных классов посвятили в будущие профессионалы

8 февраля, в День российской науки, 20 тысяч учеников 10-х предпрофессиональных классов школ Москвы прошли посвящение в будущие профессионалы на площадках более 30 столичных вузов. Одним из них стала Высшая школа экономики — в мероприятиях приняли участие более тысячи учеников предпринимательских, инженерных, ИТ- и медиаклассов. Они ознакомились с исследовательскими и образовательными возможностями университета, побывали на лекциях и интерактивных занятиях, пообщались с преподавателями.

«Этот конкурс — кладезь опыта»: до окончания приема работ на «Высший пилотаж» осталась неделя

Ученики 8–11-х классов могут представить на конкурс «Высший пилотаж» свои проекты и исследования, в том числе выполненные в рамках школьной программы. Пройти регистрацию и загрузить работу в личный кабинет необходимо до 23:59 25 января. Результаты отборочного этапа будут опубликованы не позднее 8 февраля по направлению «Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum», не позднее 11 марта — по остальным 24 направлениям. Авторы лучших работ получат приглашение на заключительный этап.

«Высший пилотаж» в регионах: «Конкурс может стать системообразующим элементом программы развития школы»

С 21 ноября по 21 января 2023/24 учебного года в 34 городах России проходят региональные конкурсы исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж». Помимо возможности участия в заключительном этапе конкурса, который состоится в НИУ ВШЭ в апреле 2024 года, их победители и призеры получают дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в Вышку. Рассказываем, как проходят региональные конкурсы в Московской, Пензенской и Новосибирской областях, чем они полезны для детей, педагогов и образовательных организаций.

Участники DANO написали задачный тур заключительного этапа

Завершился задачный тур заключительного этапа Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Участниками стали 296 человек. В этот раз школьникам предстояло не тестовые задания решать, а работать над практическими задачами, которые требовали знания основ теории вероятностей и математической статистики.