• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школьница, победившая на конкурсе «Высший пилотаж», опубликовала статью в ваковском журнале

Мария Лесных

Мария Лесных
Фото из личного архива

Статья ученицы московской школы №548 Марии Лесных посвящена анализу рисков, связанных с экономическим развитием поселений городского типа, и опубликована в журнале «Управление риском». С исследованием на эту тему Мария выступила на конкурсе «Высший пилотаж» в 2020/21 учебном году и была признана победителем по направлению «Экономика». Сейчас она поступает в НИУ ВШЭ, выбрав приоритетом образовательную программу «Экономика и статистика».

О Всероссийском конкурсе исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» Мария Лесных узнала на Дне открытых дверей Высшей школы экономики в 2020 году, когда училась в 10-м классе школы. Ознакомившись с условиями конкурса и требованиями к работам, она решила провести исследование, посвященное особенностям и перспективам экономического развития подмосковного поселка Развилка, где она живет со своей семьей.

Актуальность исследования связана с тем, что этот поселок, расположенный рядом с МКАД, активно развивается, там строятся многоквартирные жилые комплексы, но при этом необходимая жителям инфраструктура не создается. Используя открытые источники, в том числе отчет главы сельского поселения и предложения по развитию транспортной инфраструктуры, Мария проанализировала динамику показателей развития поселка Развилка с 2016 года и пришла к выводу, что запланированные на 2022 год показатели выполнены не будут.

Кроме того, она провела анкетирование жителей поселка, в котором приняли участие 40 человек. В частности, текущий уровень экономического развития поселка Развилка около 44% опрошенных оценили как неудовлетворительный, 47% — как удовлетворительный, 9% — как хороший и ни один не оценил на отлично. В числе сфер экономики, которые необходимо развивать в поселке, участники анкетирования назвали здравоохранение, ЖКХ, транспорт, телекоммуникации и досуг.

В своем исследовании Мария провела SWOT-анализ факторов, влияющих на экономическое развитие поселка, дала экспертную оценку рисков и построила карту рисков. Наиболее опасными рисками, угрожающими экономическому развитию, она сочла риск транспортного коллапса, риск перегрузки инфраструктуры в связи с существенным ростом жилищного строительства, риск роста числа и тяжести заболеваний населения поселка. В заключительной части работы школьница дала рекомендации по снижению рисков, определив в качестве приоритетов решение проблем здравоохранения и строительство магистральных дорог.

Поскольку в 2020/21 учебном году в Высшей школе экономики действовали эпидемиологические ограничения, результаты своего исследования Мария Лесных представила комиссии конкурса «Высший пилотаж» в дистанционном формате. Как вспоминает девушка, к защите она усердно готовилась, несколько раз переделывала презентацию, репетировала свое выступление перед родителями, а во время защиты попросила их выйти из комнаты, чтобы не отвлекаться. Комиссия высоко оценила ее работу, указав на единственный недостаток — не очень большое количество участников анкетирования. Впрочем, на решение комиссии это замечание не повлияло, и Мария получила диплом победителя.

По итогам конкурса она решила написать на основе своего исследования научную статью и направить ее в редакцию ежеквартального аналитического журнала «Управление риском». Оформить результаты исследования в соответствии с требованиями редакции ей помогла мама — кандидат технических наук, доцент кафедры математических методов в экономике и управлении Государственного университета управления Татьяна Тимофеева, она же взяла на себя переписку с редакцией. У Марии такого опыта не было, и поддержка была необходима.

Статья успешно прошла рецензирование и была опубликована в №2 журнала за 2022 год. Журнал выпускается издательством «Анкил», которое специализируется на литературе по анализу риска, страхованию, риск-менеджменту, консалтингу, банковскому делу, и рекомендован ВАК для научных публикаций. В примечании к статье указано, что она написана на основе научной работы Марии Лесных — победительницы конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж», проводимого ВШЭ.

Татьяна Тимофеева

«Конкурс раскрыл интерес дочери к научным исследованиям, и именно благодаря ему она поняла, что хочет заниматься математическим исследованием экономических процессов», — отмечает Татьяна Тимофеева.

В этом году Мария окончила школу с золотой медалью, сдала ЕГЭ и подала документы в Высшую школу экономики. В качестве приоритета она выбрала образовательную программу «Экономика и статистика», так как не только увлекается экономикой, но и очень любит математику. Благодаря победе в конкурсе она получила дополнительные баллы к ЕГЭ за индивидуальные достижения, что увеличивает ее шансы поступить на бюджетное место.

Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж» проводится по 25 направлениям и рассчитан на учеников 8–11-х классов. Регистрация на конкурс 2022/23 учебного года и загрузка работ стартует 3 октября, но приступать к подготовке исследований и проектов можно уже сейчас. Методические рекомендации для участников были опубликованы 15 июля. Конкурс «Высший пилотаж» входит в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов Минпросвещения России, его дипломанты могут получить при поступлении в НИУ ВШЭ до 8 баллов к сумме баллов ЕГЭ за индивидуальные достижения и шанс стать претендентом на грант Президента РФ.

Вам также может быть интересно:

«Самые светлые умы»: в НИУ ВШЭ завершился конкурс «Высший пилотаж»

В этом году Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» был проведен в девятый раз. На 25 направлений конкурса в общей сложности зарегистрировались 27 446 человек из 28 стран и 88 регионов России. Приняли участие в отборочном этапе 6243 школьника — на 22% больше, чем в прошлом году. Призерами заключительного этапа стали 295 человек, победителями — 147. Все они получат дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в НИУ ВШЭ на образовательные программы соответствующего профиля.

«Этот конкурс — кладезь опыта»: до окончания приема работ на «Высший пилотаж» осталась неделя

Ученики 8–11-х классов могут представить на конкурс «Высший пилотаж» свои проекты и исследования, в том числе выполненные в рамках школьной программы. Пройти регистрацию и загрузить работу в личный кабинет необходимо до 23:59 25 января. Результаты отборочного этапа будут опубликованы не позднее 8 февраля по направлению «Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum», не позднее 11 марта — по остальным 24 направлениям. Авторы лучших работ получат приглашение на заключительный этап.

«Высший пилотаж» в регионах: «Конкурс может стать системообразующим элементом программы развития школы»

С 21 ноября по 21 января 2023/24 учебного года в 34 городах России проходят региональные конкурсы исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж». Помимо возможности участия в заключительном этапе конкурса, который состоится в НИУ ВШЭ в апреле 2024 года, их победители и призеры получают дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в Вышку. Рассказываем, как проходят региональные конкурсы в Московской, Пензенской и Новосибирской областях, чем они полезны для детей, педагогов и образовательных организаций.

«Высший пилотаж» для школьников, которые просто любят космос

Стартовала серия вебинаров для учеников 8–11-х классов, которые планируют принять участие в конкурсе «Высший пилотаж» по направлению «Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum». Занятия проводят преподаватели МИЭМ НИУ ВШЭ и представители индустриальных партнеров — ГК «СКАНЭКС» и ООО «СПУТНИКС». Присоединиться к вебинарам может каждый желающий, а направить на конкурс свой проект или исследование необходимо до 25 января 2024 года.

Зарегистрироваться на конкурс «Высший пилотаж» и загрузить работы можно до 25 января

Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» проводится по 25 направлениям. К участию приглашаются ученики 8–11-х классов, делающие первые шаги в науке и проектной деятельности и желающие получить профессиональную экспертную оценку своей работы. Проекты и исследования по всем направлениям принимаются до 25 января 2024 года.

«Было очень круто»: подведены итоги Всероссийского конкурса «Высший пилотаж»

В НИУ ВШЭ состоялся заключительный этап Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж». В этом учебном году он был проведен восьмой раз, на него зарегистрировались 26 137 человек — на 23,3% больше, чем в прошлом году. География регистраций — 24 страны и 85 регионов России. По оценке экспертов, конкурс оказывает позитивное влияние на систему общего и дополнительного образования в масштабах страны: его технологии и практики использует все большее число образовательных организаций.

«Хотим помочь школьникам войти в прекрасный мир проектов и исследований»

В НИУ ВШЭ стартовала менторская программа Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж». Старшеклассники, которым требуется поддержка при подготовке конкурсной работы, с сегодняшнего дня могут обратиться за помощью к студентам-менторам по общим вопросам и по шести конкурсным направлениям. Также с 25 октября можно посещать онлайн-уроки. И консультации, и уроки менторы проводят бесплатно.

«Навыки, которые получают участники конкурса, бесценны»: началась регистрация на «Высший пилотаж»

Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» проводится по 25 направлениям. К участию приглашаются ученики 8–11-х классов, делающие первые шаги в науке и проектной деятельности и желающие получить профессиональную экспертную оценку своей работы. Проекты и исследования по всем направлениям принимаются до 27 января 2023 года.

Конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» — на низком старте

Регистрация на Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж» 2022/23 учебного года начнется 3 октября, но организаторы конкурса уже опубликовали методические рекомендации по подготовке работ. К участию в конкурсе приглашаются ученики 8–11-х классов, которые делают первые шаги в науке и проектной деятельности и хотят получить профессиональную экспертную оценку своей работы.

Подведены итоги Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж»

Завершился заключительный этап Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж», организованного НИУ ВШЭ. Свои работы представили около 1 тысячи учеников 8–11-х классов из 7 стран и 69 регионов России. Имена победителей и призеров были объявлены на торжественной церемонии закрытия конкурса в Центре культур НИУ ВШЭ, специальные призы им вручили представители компаний-партнеров.