• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Достичь высот легче, если начинаешь «с нуля»

16 марта в Высшей школе экономики с лекцией «Десять распространенных ошибок, которые совершают университеты, пытаясь выйти на мировой уровень» выступил координатор проектов Всемирного банка в сфере высшего образования по Восточной Европе, член Международного консультативного комитета Программы развития ВШЭ Джамил Салми.

Видеозапись

Представляя лектора, исполняющий обязанности проректора ВШЭ Исак Фрумин напомнил, что доктор Салми является автором книг «Создание университетов мирового класса» и «Становление общества знаний: Новые вызовы в сфере высшего образования», а за свою карьеру был советником по реформам высшего образования более чем в 60 странах мира, выступал в качестве консультанта по развитию частных и государственных университетов.

Так называемые университеты мирового класса существовали, наверное, всегда. В начале XX века 4-5 университетов Российской империи вполне могли претендовать на такое звание. Но благодаря доктору Салми подобные университеты превратились в объект изучения.

Как люди могут узнать, является ли некий конкретный вуз университетом мирового класса? Основной способ, сложившийся на практике, — увидеть этот вуз в верхних строчках известных рейтингов. Правда, стоит заметить, что в ТОП-50 входят университеты лишь нескольких стран — США, Великобритании, Японии, Канады, Австралии и некоторых других. Основными параметрами, влияющими на попадание в рейтинги, являются, по сути, три. Это высокий спрос на выпускников на рынке труда, научные исследования на современном уровне, открытый обмен знаниями и технологиями. Чтобы этого достичь, необходимы, по мнению Д. Салми, ресурсы, хороший менеджмент, талантливые преподаватели-исследователи. Кроме того, в ведущих университетах, как показывают данные, особый баланс между разными категориями обучающихся: аспирантов и магистров больше, чем бакалавров. Также в университетах мирового класса студенты активно вовлечены в научную деятельность, а преподавателей часто приглашают для работы из-за рубежа. К примеру, в Оксфорде доля иностранных профессоров около 36 процентов.

Достижение высоких результатов требует значительных средств, в том числе государственных. То, что в рейтингах присутствует значительное число университетов США, объясняется, по словам Джамила Салми, большими расходами на них. Так, в американских вузах в расчете на одного студента тратится примерно в три раза больше денег, чем в Европе. При этом в США значительно больше частное финансирование, при лучших университетах существуют фонды, которые и привлекают средства.

Разницу между «обычным» университетом и вузом мирового класса иллюстрирует пример Малайского университета. Он был создан в 1960-е годы и состоял изначально из двух кампусов. Один располагался в Куала-Лумпуре, другой — в Сингапуре. В силу политических обстоятельств университет разделился на два. Сейчас они имеют очень разные рейтинги. В шанхайском рейтинге университет Сингапура занимает место в первой половине второй сотни, а Малайский университет не входит даже в 500 лучших.

Что же произошло после разделения вуза? В Малайзии проводилась политика дискриминации лучших профессоров, в Сингапуре, напротив, велась селективная политика по привлечению иностранных студентов и преподавателей. Отличалось и финансирование. В первом случае госфинансирование в объеме 14 тысяч долларов на студента, во втором — финансирование из фондов в объеме 39 тысяч на студента. Ректор Малайского университета — должность, скорее, политическая, а контроль со стороны правительства жесткий. Университет Сингапура обладает достаточно большой автономией.

По мнению Д. Салми, существует три пути создания университета мирового класса. Первый путь — совершенствование существующего вуза, второй — слияние нескольких университетов, а третий, примером которого как раз и является Высшая школа экономики, — создание «с нуля» нового учебного учреждения.

В первом случае достичь результата можно при небольших затратах. Однако избежать издержек невозможно. Они могут касаться, например, больших сложностей при смене системы управления, изменении существующей университетской структуры. Второй путь, пожалуй, самый сложный. При объединении каждый коллектив стремится навязать свои ценности и свою культуру другому, что приводит к противоречиям и конфликтам. А кроме того, обычная сумма не всегда дает искомый синергетический эффект, так как в каждом вузе сложилась своя академическая среда.

Самый перспективный путь — третий, хотя он и является наиболее затратным. Примеры, когда университеты мирового класса создавались по этой модели, есть в Азии и Америке. Конечно, помимо финансовых, есть и другие проблемы. Например, очень сложно сразу обеспечить высокое качество образования и исследований, поскольку для формирования научных традиций необходимо время. В этом контексте особая роль может принадлежать государству, в том числе в части финансирования. Также необходимы условия для стабильного развития в течение какого-то периода, стратегия продвижения университета. Одним из самых известных вузов, созданных не так давно, является Университет Oulu в Финляндии, основанный в 1958 году. Инициатором его открытия выступила компания Nokia при поддержке властей города. Сейчас в Oulu проводится примерно треть всех исследований Финляндии, а город стал крупнейшим научно-технологическим центром страны.

Университет не существует изолированно, даже если у него есть большая автономия. Именно поэтому особое значение имеет экосистема образования и политико-экономическая стабильность в стране, где университет находится. Так, университет в Нигерии 30 лет назад имел очень хорошее положение в рейтингах, а потом резко сдал позиции. Важны также развитая инфраструктура, коммуникация, стратегическое видение менеджментом путей развития. Даже расположение университета может сыграть свою роль.

Ошибок, которые совершаются при попытках создания университетов мирового уровня, много. Например, когда строится университетский кампус, но не учитываются академические планы и программы. Материальная база, разумеется, важна, но без содержания образования и исследований, достичь успеха невозможно. При этом можно, конечно, купить существующие образовательные программы. Но это, по мнению Д. Салми, тупиковый путь. Нужны собственные разработки, которые всегда лучше чужих, потому что создавались именно для этого университета. А копирование может не сработать в другой системе, особенно если программы заимствуются у разных университетов. Они просто не состыкуются между собой, ведь у каждого вуза своя институциональная культура. Одним из путей реализации существующих хороших образовательных проектов — совместные программы, например, программы «двойных дипломов».

Одной из типичных ошибок при создании вузов мирового класса является отсутствие грамотного менеджмента. Этот фактор, пожалуй, ключевой, ведь от управления зависит и содержание образования и научных исследований, и создание условий для самых талантливых студентов и преподавателей, и принятие стратегических решений. От менеджеров зависит и количество привлеченных ресурсов. Кстати, если не продумано долгосрочное финансирование университета, то выйти на мировой уровень вряд ли удастся.

Однако наивно полагать, что можно при достаточном финансировании, пригласив лучших профессоров, решить кадровые проблемы. Если университет ориентирован только на иностранных профессоров и не обеспечил подготовку собственных кадров, он вряд ли добьется хорошего результата.

К наиболее распространенным ошибкам, совершаемым вузами, Джамил Салми отнес и отсутствие контроля качества образования и исследований. Между тем это — один из самых важных аспектов деятельности любого университета, тем более такого, который стремится попасть в разряд лучших.

Когда ставится задача создания университета мирового класса, должно быть и понимание, что это длительный процесс. По мнению Д. Салми, в данном случае не лишним будет вспомнить пословицу «лучше меньше, да лучше». Постепенное укрупнение вуза лучше, чем создание огромной структуры сразу. Большим университетом сложнее управлять, трудно сконцентрировать усилия и средства на приоритетах. Поэтому и результат вряд ли получится. Гораздо эффективнее поступательное развитие и расширение.

Вопрос об университетах мирового класса тесно связан с образовательными системами государств. Университет мирового класса — это исследовательский университет, в котором, как правило, больше магистров и аспирантов. Образовательная система мирового класса — это качественные программы для многих, равенство доступа к ним, обмен технологиями, вклад в развитие региона и страны. Если задать себе вопрос, что лучше: университеты мирового класса или образовательная система, то ответ очевиден. Надо говорить об образовательной системе мирового класса, а не об отдельных университетах мирового класса, да и не все университеты в стране должны быть мировыми. Примером может служить та же Финляндия, образовательная система которой одна из лучших в мире, а университетов мирового класса в стране озер нет.

Зачем тогда вообще нужны такие университеты? Иногда они действительно появляются, потому что это престижно. Доктор Салми предостерег от такого мотива. Подобные университеты нужны для концентрации в определенном месте талантливых студентов и профессоров, а гонка за количеством «супервузов» дело бессмысленное.

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

Надзор и мониторинг: как должно оцениваться качество образования

Как трансформировалась система оценки качества образования и как она будет развиваться в дальнейшем, обсудили на круглом столе «Контроль, надзор, качество: первые итоги регуляторной гильотины в образовании», который прошел в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

«Университет — это не башня из слоновой кости»

В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

Ярослав Кузьминов принял участие в заседании Наблюдательного совета УрФУ

28 июня в Екатеринбурге состоялось заседание Наблюдательного совета Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина. В нем участвовал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Одной из тем обсуждения стали результаты исследования, проведенного в УрФУ экспертами Вышки.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.