• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кристиан Фрёлих: «Отношение к инвалидам является одним из сценариев мировой культуры»

20 марта в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ прошел семинар «Распространение глобальных моделей инвалидности и ее правовой защиты среди российских НКО». С докладом выступил научный сотрудник факультета социальных наук Университета Сёдертёрн (Швеция), аспирант института изучения культуры Университета Лейпцига (Германия) Кристиан Фрёлих.

Предваряя основные положения своего исследования, докладчик сообщил, что не будет представлять никаких количественных данных или статистических отчетов. «Это исключительно качественное исследование», — сказал К. Фрелих, добавив, что для начала исследования «необходимо иметь раздражители». Такими «раздражителями» для докладчика стали два высказывания. Первое приводит в своих мемуарах активист из СССР Валерий Фефелов. Он вспоминает ситуацию, когда в 1980-м году в ответ на вопрос об участии советских спортсменов в Паралимпиаде, высокий чиновник ответил, что в Советском Союзе инвалидов нет. «Это была официальная позиция власти», — пояснил докладчик.

Второе высказывание относится к 2009 году, когда Дмитрий Медведев, который в то время занимал пост президента России, призвал не затягивать с ратификацией Конвенции по защите прав инвалидов. То есть, по словам К. Фрёлиха, официальная власть признала: инвалиды в стране есть и о них надо заботиться.

С трансформацией общества, произошедшей в конце 1980-х — начале 1990-х годов Россия стала более открытой и включилась в общемировые дискуссии. «Но насколько на самом деле изменилось отношение к инвалидам?» — задался вопросом исследователь.

В XX веке на первый план вышел индивид, в результате наблюдается культ индивида с акцентом на права человека. Права человека появляются в конституциях, обсуждаются политическими структурами. В этом контексте процессы вокруг Конвенции о правах инвалидов — реализация сценариев мировой культуры, убежден К. Фрёлих

По мнению К. Фрёлиха, для описания процесса приложима концепция неоинституциализма, являющаяся частью теории мировой культуры, согласно которой существует «набор сценариев» развития общества. Эти сценарии — своего рода правила конструкции реальности. Они носят универсальный характер, именно поэтому индивиды (акторы) действуют по этим сценариям во всем мире примерно одинаково. Мировая культура, таким образом, и есть «набор сценариев хорошего действия», считает докладчик.

Теория мировой культуры может объяснить, например, рост числа некоммерческих организаций (НКО) в определенные периоды. Как отметил докладчик, в XX веке на первый план вышел индивид, в результате наблюдается культ индивида с акцентом на права человека. Права человека появляются в конституциях, обсуждаются политическими структурами. В этом контексте процессы вокруг Конвенции о правах инвалидов — реализация сценариев мировой культуры, убежден К. Фрёлих.

Он напомнил, что существует две модели инвалидности — медицинская (когда говорят о причинах инвалидности, фокусируются на отклонениях в здоровье человека) и социальная (инвалидность как результат общественного отношения). Именно второй подход и лег в основу Конвенции о защите прав инвалидов — у всех без исключения должны быть равные шансы для участия в общественной жизни.

Статус инвалида в советском обществе определялся через его работоспособность. При этом ситуация находилась под полным контролем государства. Неработающих инвалидов не было видно, они находились в интернатах и других учреждения, часто — закрытых и расположенных вдалеке от городов. В СССР, подчеркнул докладчик, господствовал патерналистский подход по отношению к людям с ограниченными возможностями. Единственным социальным пространством, где эти люди могли общаться, по сути, был спорт.

Развал экономики и системы социального обеспечения в конце 1980-х — начале 1990-х годов ухудшил положение инвалидов, но способствовал росту самоорганизации. Это привело к образованию в 1988 году общества инвалидов и принятию в 1995 году закона о защите прав инвалидов. Однако, как считает Кристиан Фрёлих, «советское наследие продолжало сказываться». «В интервью многие люди жаловались, что существующие законы далеко не всегда полностью исполняются, реабилитационная инфраструктура развита слабо, все еще существуют изолированные интернаты», — уточнил он.

Степень распространения международных моделей и способов действий зависит от культурной укорененности гражданской активности и развития НКО в российском обществе

Неоднозначна ситуация и с НКО, которые занимаются поддержкой инвалидов. В России отношения между гражданским обществом и государством традиционно очень тесные. Гражданское общество не является независимым, мало влияет на политический процесс. Отсюда вывод: российским НКО трудно быть акторами мировой культуры. Кроме того, по мнению докладчика, можно говорить о локальных и глобальных процессах (программах, сценариях). Фокус теории мировой культуры слишком широк, он не объясняет положения дел на локальных участках. Степень распространения международных моделей и способов действий зависит от культурной укорененности гражданской активности и развития НКО в российском обществе.

Диффузия глобальных моделей в локальные контексты, полагает К. Фрелих, не является прямолинейным процессом, выполняемым иностранными агентами. Российские НКО вырабатывают каждый раз свою определенную степень реализации глобальных моделей на местном уровне путем либо их использования, либо отказа от их использования в соответствии с имеющимися возможностями и ограничениями.

Интервью, взятые в ходе полевого исследования в Перми, Нижнем Новгороде и Москве, показали, что в зависимости от организационной культуры НКО и их представлениях о защите прав человека и социальных услугах можно говорить о трех типах интеграции инвалидов.

Первый тип — организационный патернализм — подразумевает, что организация исключает инвалида из активной общественной жизни, всячески опекает его. Второй тип предполагает включение инвалидов в общественную жизнь и ходатайство за социальные преобразования. Этот тип формируется в условиях недостатка внимания со стороны государства. Третий тип — организация реформирования. Он подразумевает включение инвалидов (инклюзия) в общественную жизнь и стремление изменить существующие организации социальной защиты, здравоохранения, образования.

При этом проведенное исследование, по словам докладчика, свидетельствует о разнообразии подходов и о параллельном функционировании в России всех трех указанных моделей интеграции инвалидов.

Отвечая на вопрос о причинах интереса к данной исследовательской теме, К. Фрёлих пояснил, что тема инвалидности была затронута в магистерской диссертации, где она рассматривалась в сопоставительном аспекте положения инвалидов в России и Германии. Основной вывод — отношение очень разное, несмотря на формальное сходство. Кроме того, добавил докладчик, интерес к теме обусловлен и личным опытом работы с инвалидами.

Государство принимает хорошие законы, но не всегда их выполняет. Есть также силы, которые сопротивляются выполнению установленных норм. Денег для того, чтобы везде поставить пандусы может и не хвать, но говорить об этом необходимо

Ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Владимир Беневоленский отметил гармоничное сочетание теории и практики в докладе. Он также обратил внимание на то, что создание действительно равных возможностей подразумевает подчас очень серьезные затраты. В связи с этим возникает вопрос, есть ли какие-то ограничения в создании комфортных условий для инвалидов? К примеру, в системе образования стремятся создать равные возможности, вместе с тем есть (или должны быть) определенные ограничения. «Может ли слепой учиться на биологическом факультете, где требуется работа с микроскопом?» — спросил Беневоленский.

По словам К. Фрелиха, у всех акторов есть своя логика действий и ресурсы. В теории акторы «могут говорить, что создадут везде пандусы, но не всегда так действуют». «Государство принимает хорошие законы, но не всегда их выполняет. Есть также силы, которые сопротивляются выполнению установленных норм. Денег для того, чтобы везде поставить пандусы может и не хвать, но говорить об этом необходимо», — подчеркнул исследователь.

Применение положений теории мировой культуры к российским реалиям вполне уместно, однако требует учета региональных культурных особенностей, уверен консультант по вопросам инвалидности региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» (Москва) Сергей Прушинский. Докладчик согласился с этим мнением, добавив, что, безусловно, локальные контексты необходимо учитывать, но основные модели носят универсальный характер. «Несмотря на сопротивление, направление движения одинаковое. И процесс может быть длительным», — сказал Кристиан Фрёлих.

В. Беневоленский предложил для характеристики российской ситуации использовать термин «диффузия через адаптацию». По его мнению, НКО, структуры гражданского общества имеют общие черты в глобальном контексте, однако прямого импорта институтов не происходит.

С. Прушинский обратил внимание и на «проблему перевода». Слово «социальный» понимается в России обычно в контексте помощи и защиты, в том числе со стороны государства. Поэтому когда речь идет о социальной модели инвалидности, приходится уточнять смысл этого подхода.

Инвалидность должна пониматься как часть нормы, как один из ее типов, а не как отклонение или аномалия, уверена доцент кафедры социальной политики и социального управления Института переподготовки специалистов социальной сферы города Москвы Ирина Рыжухина. «Мы разрабатываем замечательные программы по реабилитации и социализации инвалидов, но общество их не принимает. Поэтому необходимо воспитывать общество, менять отношение к инвалидам», — считает она.

Кристиан Фрёлих поблагодарил участников семинара за вопросы и комментарии, подчеркнув, что внимание со стороны общества и государства к проблемам инвалидов уже приносит свои плоды, о чем свидетельствуют результаты выступления российских спортсменов на Паралимпиаде.

Константин Водопьянов, новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Волонтерство: лучшие друзья в ВШЭ

Студенты ВШЭ принимают участие в работе международной волонтерской организации «Лучшие друзья» («Best buddies»), крупнейшей в мире некоммерческой организации, которая предоставляет возможности общения и дружбы с людьми, имеющими нарушения развития. Об этом — в материале студентки ВШЭ Марии Койсиной.

Социология инвалидности

20-25 сентября в Бишкеке прошел международный семинар «Переопределение инвалидности в Центральной Азии», завершивший одноименный дистанционный онлайн-курс, организованный экспертами ВШЭ, Католического университета Лёвена (Бельгия) и Международного университета Кыргызстана.

Школа без ограничений

12 апреля состоялся совместный семинар Института развития образования НИУ ВШЭ и Экспертной группы № 8 по обновлению Стратегии-2020 «Новая школа». Обсуждались проблемы инклюзивного образования.

«Инвалидам платят, чтобы они "не высовывались"»

Существует ли в России инклюзивное образование? Чему российские вузы могут и готовы научить людей с ограниченными физическими возможностями? Ответить на эти вопросы с учетом собственного опыта пытается Валентина Ермолаева, студентка магистратуры ВШЭ, оканчивающая программу «Политический анализ и публичная политика».