• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зарплаты воспитателей детсадов растут вместе с нагрузкой

13 мая на традиционном семинаре Института образования ВШЭ снова обсуждалась тема зарплат в образовании — на этот раз в дошкольном. Сотрудники Научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики ВШЭ изучили последствия повышения зарплат воспитателей детских садов.

Согласно президентским указам зарплата педагогических работников дошкольных учреждения должна быть доведена до средней зарплаты по общему образованию в регионе. Достичь этого показателя удалось далеко не везде, хотя, по данным прошлого года, воспитатели детских садов по всей России стали зарабатывать больше.

Исследователи ВШЭ выяснили, как в 2013 году изменились условия труда в дошкольном образовании и как разные группы его работников относятся к повышению зарплат. На семинаре результаты были представлены ведущим научным сотрудником Научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики ВШЭ Сергеем Заир-Беком и старшим научным сотрудником Натальей Родиной.

Исследование проводилось в нескольких различных по уровню благосостояния субъектах Российской Федерации. Среди них — богатый нефтедобывающий Ямало-Ненецкий автономный округ, промышленно развитая Свердловская область, Воронежская область, сравнительно бедные Новгородская область и Республика Северная Осетия-Алания. Проанализирована статистика изменения зарплат в этих регионах, опрошены руководители и другие сотрудники дошкольных учреждений, а также местные эксперты в области образования.

Средний уровень зарплат вырос везде. Самый высокий прирост — в Ямало-Ненецком АО, самый низкий — в Северной Осетии

Средний уровень зарплат вырос везде. Самый высокий прирост — в Ямало-Ненецком АО, самый низкий — в Северной Осетии. Любопытно, что от квартала к кварталу воспитателям платят по-разному. Больше всего они получают под Новый год благодаря премии — так, в четвертом квартале 2013 года средняя зарплата ямало-ненецких воспитателей составила 80 тысяч рублей.

Часто приходится слышать, что рост зарплат школьных учителей достигается за счет роста нагрузки и массовых сокращений. В детских садах сокращений нет, а вот нагрузка выросла существенно. Связано это с тем, что согласно майскому указу президента нужно обеспечить дошкольным образованием всех желающих. Дополнительные места в детских садах создаются в основном за счет уплотнения групп до 35 и выше. Но единовременно в группу ходят не более 70 процентов записанных.

Как воспринимают изменения работники дошкольных учреждений? Рост доходов не прошел незамеченным — воспитатели говорят, что жить стали лучше. Меньше стало тех, кто при первой возможности оставил бы работу в детском саду ради любой другой. Повышение зарплаты стимулирует работников дошкольного образования повышать квалификацию. Сейчас педагогические работники с высшим образованием зарабатывают существенно больше своих коллег — воспитатели без высшего образования стали задумываться об учебе в вузе.

Однако о повышении качества образования в детских садах пока не говорят. Большинство воспитателей полагает, что все хорошо и так. Просто впервые их труд оценили более или менее по достоинству. Кроме того, рост числа детей в детских садах увеличил интенсивность труда, а появления нового оборудования потребовало от работников дошкольных учреждений овладения новыми компетенциями. Многие полагают, что им доплачивают за дополнительную нагрузку.

Несмотря на рост зарплат, в дошкольном образовании сложилась тяжелая ситуация. Интенсивность труда педагогов возросла катастрофически. Правы те воспитатели, которые считают, что зарплату им увеличили соответственно росту нагрузки

Рост благосостояния коснулся лишь одной группы работников системы дошкольного образования — педагогических работников, включая воспитателей, и прочие чувствуют себя ущемленными. Заведующие теперь получают немногим больше воспитателей, несмотря на то, что им из-за роста бюрократизации приходится работать больше. В результате они недовольны и уверены, что их труд не уважают. По-прежнему очень мало платят обслуживающему персоналу. В новых условиях это приводит к появлению напряженности в коллективах.

Оптимальная структура зарплаты, с точки зрения работника дошкольного учреждения, выглядит так — стабильный высокий оклад плюс небольшая стимулирующая часть. Это неудивительно — стимулирующие надбавки руководители иногда распределяют весьма причудливым образом. Как сказала одна заведующая, «мне нужно, чтобы перед детским садом были клумбы, за них я и стимулирую». В некоторых дошкольных учреждениях заведующие используют «экономические санкции» — например, штрафуют воспитателей из-за родительских жалоб.

Директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина считает, что, несмотря на рост зарплат, в дошкольном образовании сложилась тяжелая ситуация. Интенсивность труда педагогов возросла катастрофически. Правы те воспитатели, которые считают, что зарплату им увеличили соответственно росту нагрузки. О реальном переходе на работу по федеральному государственному стандарту дошкольного образования, принятому недавно, в таких условиях и говорить не приходится. Нужно немедленно вводить ограничение на численность детей в группе. Необходимо также изменить допустимое соотношение численности воспитанников и воспитателей. В противном случае обеспечение всех желающих местами в детских садах можно считать профанацией.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Какой детский сад лучше готовит к школе

Первоклассник быстрее привыкает к школе, если в детском саду его научили правильно общаться с людьми и быть самостоятельным.

40%

дошкольников в возрасте 4 лет и старше учились чему-либо дополнительно, помимо обязательных занятий в детском саду.

1,5

Во столько раз надо увеличить зарплату преподавателей московских профессиональных колледжей и техникумов, чтобы привлечь на работу «идеального преподавателя». Так считают руководители этих учебных заведений.

Частные и муниципальные детсады: преимущества и ограничения

Доля негосударственного сектора на рынке дошкольного образования России составляет менее двух процентов. Почему этот сектор услуг развивается так медленно? В Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ прошел семинар, на котором доцент департамента социологии Ольга Савинская рассказала о проблемах развития негосударственных образовательных организаций и трудностях выстраивания государственно-частного партнерства в этой сфере.

Директоров школ в разных регионах будут изучать и сравнивать

Центр развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ по заказу Минобрнауки России начинает проект по изучению директоров школ в 16 регионах России, по результатам которого будут разработаны рекомендации к программам их профессионального развития и повышения квалификации. Проект станет частью международного сравнительного исследования директоров школ Asia Leadership Project.

30%

такую прибавку к зарплате дает выпускнику диплом магистра уже на первом рабочем месте по сравнению с теми, кто имеет обычный диплом.

ВШЭ будет помогать школе «Покровский квартал» развиваться

27 августа в школе №2095 «Покровский квартал» состоялось родительское собрание, на котором ее директор Илья Новокрещенов, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор Центра развития лидерства в образовании ВШЭ Анатолий Каспржак представили программу ее развития.

8%

на столько в среднем снизились заработные платы в валютном выражении в промышленности в первом полугодии 2014 года.

В регионах доходы педагогов растут неравномерно

В последние три года зарплаты российских учителей и воспитателей детсадов росли. Но из-за неодинаковой покупательной способности зарплат в разных регионах доходы педагогов стали заметно отличаться. Об этом говорится в исследовании старшего научного сотрудника научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики НИУ ВШЭ Натальи Родиной.

Детские сады должны стать трансформерами

10 июня на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалось влияние среды на развитие детей дошкольного возраста. С докладом «Современные детские сады в России: возможности и перспективы» выступил специалист в области образования Всемирного банка Тигран Шмис.