• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ученые ВШЭ обсудили со спикером Госдумы науку и образование

В Высшей школе экономики в формате диалога прошла встреча ученых университета с Председателем Государственной Думы РФ Вячеславом Володиным. Спикер обсудил с экспертами университета развитие образования и науки как условие роста экономики.

Равенство образовательных возможностей

В послании к Федеральному Собранию Президент назвал важнейшим механизмом развития страны и обеспечения в ней социальной справедливости равенство образовательных возможностей. Однако, по данным ОЭСР за текущий год, Россия в этом вопросе не только ниже стран-лидеров, но и ниже среднего по такому показателю, как доля школьников из семей с низкими социально-экономическими ресурсами, которые смогли достичь высоких результатов. «То же самое мы видим и по результатам ЕГЭ, и по школьным оценкам: разрыв здесь часто достигает практически 100%», — отметил Сергей Косарецкий, доцент Института образования НИУ ВШЭ.

Большая проблема, по мнению эксперта, кроется в самой системе школьного образования, которая фактически сегрегирована. «Неблагополучные» дети концентрируются в определенной группе (это порядка 25% школ), в которых меньше ресурсов, менее квалифицированы кадры, меньше возможностей для дополнительного образования. В статье ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, опубликованной в ноябре прошлого года, совокупные оценки неуспешных молодых людей составляли 25%, а эта потеря фактически означает потерю 15% ВВП.

По мнению Сергея Косарецкого, необходимо с раннего возраста выстраивать систему психолого-педагогического патронажа семей с невысоким социальным статусом, помогать им в воспитании и образовании детей. И, конечно, важно ввести дополнительный коэффициент к нормативному финансированию школ, где много таких учеников, — для того, чтобы можно было привлекать квалифицированных учителей, логопедов, психологов, так как многие из этих детей с особенностями в поведении.

«Нам надо не бояться серьезных изменений, направленных на то, чтобы образование работало не как стандартный социальный лифт с равными условиями — потому что условия исходно неравны, а чтобы система работала как социальный перемешиватель, — добавил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. — А также не забывать, что эта проблема не только детей из семей с низкими доходами, но и родителей с низким образовательным статусом». 

Персонификация обучения

Адаптировать школьную программу к индивидуальным особенностям развития ребенка, а также снизить социальное неравенство могут новые технологии. Благодаря  целенаправленной государственной политике за 10 лет в школах доступ учащихся к Интернету вырос с 35% до 95%. Сейчас этот показатель выше среднего, чем в ОЭСР, а по темпам — Россия вырвалась в лидеры. Однако, как рассказал заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Сергей Малиновский, и в этой сфере существуют барьеры и одновременно возможности для дальнейшего развития.

Во-первых, необходимо обеспечить hard-инфраструктуру качественными soft-решениями.

Во-вторых, преодолеть местами сильное сопротивление школ относительно внедрения новых технологий. Как показал опрос московских школьников, проведенный экспертами Института образования НИУ ВШЭ, 70% детей пользуются образовательными интернет-ресурсами, в том числе для того чтобы найти дополнительную информацию во время учебных занятий в школе. При этом 90% говорят, что учитель запрещает пользоваться гаджетами.

В-третьих, необходимо (и об этом говорят участники рынка) на федеральном уровне регулировать требования к идентификации личности обучающихся при дистанционном обучении. И наконец, одна из самых главных задач — отделение полезного онлайн-продукта от бесполезного. На сегодняшний день существует список одобренных учебников и ничего кроме этого.  

«Переход на цифру — ключевой вызов для правового регулирования и образования в целом, — отметил Володин. — В мае мы собираемся провести с президентом Европейской ассоциации образовательного права семинар по вопросам правового регулирования цифрового образования».

Онлайн-образование

Как напомнил Ярослав Кузьминов, сегодня Вышка имеет более 100000 онлайн-студентов в Соединенных Штатах Америки, более 100000 онлайн студентов в Европейском союзе и свыше 50000 онлайн студентов в Украине. И это, по мнению ректора, мощный ресурс не только для экспорта образования, но и мощный канал влияния, распространения знаний о том, чем является Россия и российское высшее образование.

В продолжение темы цифровизации образования проректор НИУ ВШЭ Игорь Чириков развенчал миф о том, что онлайн-курсы дают менее качественные знания, чем традиционное обучение в вузе. Проведенный Вышкой эксперимент, во время которого одна группа студентов слушала курс онлайн самостоятельно, вторая — вместе с преподавателем, третья — слушала курс онлайн, а затем посещала семинары, показал, что никаких статистически значимых различий в освоении материала нет, все три группы студентов сдали экзамен приблизительно одинаково.

«Понятно, что одно из главных достоинств онлайн-образования в том, что если вуз не может позволить себе качественного профессора, его лекции можно послушать онлайн. Однако мне кажется важным, чтобы материал онлайн-курсов проходил обязательную сертификацию. Кроме этого, если мы говорим не только о получении знаний, но и об их фиксировании, необходима регистрация по биометрическим данным», — подчеркнул Вячеслав Володин.

Конкурентоспособность высшего образования

Один из самых масштабных проектов, инициированный Президентом в 2012 году — повышение конкурентоспособности и вхождение не менее 5 российских университетов в топ-100 (лучшие университеты мира), привел, по словам научного сотрудника Института образования НИУ ВШЭ Олега Лешукова, к беспрецедентным результатам.

В прошлом году 9 российских вузов вошли в топ-100, в два раза опередив график, при этом за довольно короткий срок (за 4 – 5 лет). Как отметил Лешуков, аналогичные программы в мире проходят цикл за 15 – 20 лет и тратят кратно больше средств.

Чтобы сохранить положительную динамику российских вузов и к 2035 году обеспечить вхождение во все предметные рейтинги не менее одного российского вуза, необходимы, по мнению эксперта, следующие меры.

Во-первых, поддерживать долгосрочные научно-исследовательские программы и повестки, создавая условия для 3-5-7-летних грантов и исследовательских программ.

Во-вторых, активно заниматься привлечением и подготовкой молодых кадров. Сегодня вузы Проекта 5-100 получили право присуждать собственную научную степень, но нужно идти еще дальше — обеспечить право лучшим вузам открывать новые научные направления, которые будут признаваться глобальным академическим сообществом. Например, сегодня не существует таких научных направлений, как менеджмент, компьютерные науки, госуправление, урбанистика.

И третья мера связана с поддержкой глобальной конкурентоспособности, а для этого необходима современная инфраструктура. Многие ведущие зарубежные университеты выстраивают рекламные кампании, показывая свои инфраструктурные возможности. В этом направлении у российских вузов есть потенциал. Необходимо пересмотреть существующую и принять новую концепцию функционального наполнения помещений, учесть зоны для совместной работы учащихся, современные лаборатории, где можно выполнять междисциплинарные проекты, и так далее. Кроме этого, нужно обеспечить шаговую доступность учебной инфраструктуры. К сожалению, у большинства российских вузов такой возможности нет.

В свою очередь проректор НИУ ВШЭ Мария Юдкевич обратила внимание участников встречи на вопрос усиления интеграции российских вузов в мировое сообщество. Помимо статей, написанных в соавторстве с зарубежными коллегами, не менее важна кооперация, которая происходит внутри университета, когда зарубежные ученые приезжают к нам. В последние годы очень много государственных инициатив поддерживают подобную международную кооперацию в краткосрочном формате, однако все еще мало исследователей приезжают в российские вузы на долгосрочные контракты. И связано это с целым рядом законодательных проблем, например, не решено пенсионное обеспечение этих людей.

В отношении финансирования долгосрочных научных проектов Вячеслав Володин предложил перейти на трехгодичный бюджет по аналогии с принятием федерального бюджета. А ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов привел в пример Китай, где государство взяло на себя обязательство финансировать университету 50 или 60% стоимости контракта с иностранным профессором при условии, что он соответствует стандартам публикаций, цитируемости и другим показателям. 

Новая редакция закона о науке

Доцент ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Константин Фурсов направил беседу в русло обсуждения новой редакции закона о науке — «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ», который должен заменить действующий сегодня ФЗ-127 от 1996 года. Новый закон отражает многие высказанные на встрече идеи, касающиеся гибкости регулирования научной деятельности и повышения ее открытости, процедур финансирования науки и совершенствования системы мониторинга и оценки, введенной впервые в законодательное регулирование, вопросов, связанных с развитием инфраструктуры и так далее.

Однако есть и ряд важных упущений. К примеру, в сферу науки вовлечено очень много различных акторов — исследователи, преподаватели вузов, техники, инженеры, вспомогательный персонал. Но все они остались вне понятийного аппарата нового закона. Кроме этого, чисто номинально введено понятие «экспериментальные разработки», которые дальше в законе никак не соотносятся с другими видами научной деятельности (а они составляют 2/3 внутренних затрат на науку в стране). А понятие «вузовская наука» вообще исчезло из закона (есть понятия «научные организации», «академия наук», «государственные научные центры»).

Как отметил проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин, предполагается, что в сферу регулирования нового закона о науке попадет аспирантура, которая сейчас регулируется законом «Об образовании в Российской Федерации», однако никакого механизма перехода не закладывается. «В 2012 году появление аспирантуры в законе об образовании в качестве образовательной программы стало определенным шоком для системы в целом. Я боюсь, если сейчас случится второй шок, от российской аспирантуры вообще ничего не останется», — сказал Сергей Рощин.

Ярослав Кузьминов отметил и другую проблему аспирантов, сказав, что «только во сне можно считать нормальной ситуацию, когда взрослый человек 25-30 лет, часто с семьей, должен жить и вести исследования на 2000-2500 в месяц». В связи с этим 80% аспирантов вынуждены работать полный рабочий день, из них только 25% работают в области, связанной с темой их диссертации. Решить проблему, по мнению ректора, можно, выделяя гранты аспирантам.

«Эти вопросы, безусловно, требуют профессионального решения, и самое главное — они очень важны с позиции развития экономики, в том числе цифровой экономики, — сказал, подводя итог встречи, Вячеслав Володин. — Без разговора об образовании и науке не может быть разговора о любом сегменте экономики». Он выразил надежду на дальнейшее сотрудничество с исследователями Вышки в рамках экспертной работы. Он также отметил, что «подобные встречи должны иметь системный характер, и в будущем в них будут участвовать представители профильных комитетов Госдумы, что позволит оперативно реагировать на замечания экспертного сообщества».

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании

Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и  требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».

Экосистема воспитания: уважение личности и самореализация через действие

Воспитание детей и молодежи — сложная задача, особенно в Москве, динамичном современном мегаполисе. Для ее успешного решения необходимы нешаблонные подходы, уважение педагогов и родителей к личности школьников и студентов. Важна также и готовность взрослых воспитывать личным примером. Эту тему обсудили на Московском урбанистическом форуме, в дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.