• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стабилизационный фонд: на что и как потратить?

10 ноября 2004 г. в Государственном Университете — Высшей школе экономики прошел круглый стол на тему «Стабилизационный фонд: на что и как потратить?», организованный совместно с Издательским домом "КоммерсантЪ".

В работе круглого стола приняли участие: ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, директор департамента финансовой политики Минфина РФ Алексей Саватюгин, советник Президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов, первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам РФ Олег Вьюгин, директор департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития РФ Андрей Клепач, представители Совета Федерации и Государственной Думы, бизнес - сообщества, эксперты.

Участникам заседания был предложен для обсуждения ряд вопросов:

  • является ли замораживание по меньшей мере 500 млрд рублей в Стабилизационном фонде лучшим их применением;
  • как долго "спасательный круг" Стабилизационного фонда будет удерживать российский бюджет в случае резкого падения цен на нефть;
  • возможно, в России уже не один, а три стабилизационных фонда: собственно Стабфонд, профицит бюджета и резервы ЦБ РФ;
  • каково соотношение политики профицита бюджета, создания Стабилизационного фонда и накопления резервов ЦБ РФ с поддержкой экономического роста и расширением его базы;
  • что эффективнее с точки зрения перспектив экономического роста: создавать стабилизационный фонд при профиците бюджета и при резервах ЦБ РФ, превышающих 100 млрд долларов, или сокращать налоги на размер стабилизационного фонда;
  • как найти разумный баланс между страховкой на случай потерь в скором будущем и инвестициями, рассчитанными на перспективу (образование, наука, производственная инфраструктура и т.п.).

Как отметил, открывая заседание, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, вопрос использования средств Стабилизационного фонда - одна из самых обсуждаемых сегодня тем экономической политики. После "голодных" 90-х годов, сказал он, в стране впервые образовался "осязаемый избыток", и мнения экспертов о том, как следует использовать эти средства, расходятся.

Участники дискуссии были едины в том, что в первую очередь средства фонда следует направить на погашение внешнего долга и, прежде всего, перед Парижским клубом кредиторов, обслуживание которого является наиболее дорогостоящим.

Как сообщил директор департамента финансовой политики Минфина РФ Алексей Саватюгин, на ближайшие 2-3 года предполагается сохранить базовый объем фонда в размере 500 млрд рублей. С 2008 года Минфин РФ планирует "привязать" базовый объем Стабилизационного фонда к ВВП и установить его на уровне 3,1-4,5% ВВП. В случае же сохранения базового объема Стабфонда в размере 500 млрд руб. при росте экономики доля фонда к ВВП будет снижаться.

Аккумулированные к настоящему времени средства Стабфонда не будут заморожены. Решения по инвестированию средств Стабфонда будет принимать ЦБ РФ, а за Минфином останется функция контроля и процесс инвестирования начнется уже в декабре, после заключения договора на управление этими средствами между Минфином и Банком России. Средства Стабилизационного фонда РФ, по словам А.Саватюгина, могут быть также направлены на различные инвестиционные проекты, рентабельность которых, однако должна быть не ниже 7%.

Кроме того, как отметил директор департамента Минфина, использование средств фонда на инвестиционные проекты не должно приводить к дестабилизации макроэкономической ситуации, повышению инфляции.

Как заявил директор департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития РФ Андрей Клепач, несмотря на то, что позиция Минфина и Минэкономразвития РФ по вопросу использования средств Стабилизационного фонда согласована, необходимо вновь вернуться к рассмотрению обязательств, которые государство берет на себя в соответствии с пенсионной реформой, планами увеличения расходов на образование и здравоохранение.

По мнению первого заместителя председателя Банка России Алексея Улюкаева, функциональная задача Стабилизационного фонда - это страховка от возможных макроэкономических проблем. Средства фонда, подчеркнул он, не могут быть использованы на текущие расходы, а только на погашение внешнего долга, причем не рыночного (еврооблигации), а политического (долг перед Парижским клубом).

С ним согласился глава Федеральной службы по финансовым рынкам РФ Олег Вьюгин. Он отметил, что Стабилизационный фонд - это чисто политический страховой механизм, который призван компенсировать резкие колебания мировой рыночной конъюнктуры.

Советник Президента РФ Андрей Илларионов также полагает, что средства Стабилизационного фонда должны тратиться только на погашение внешнего долга. По его словам, других "разумных направлений использования Стабфонда нет". Использование средств Стабилизационного фонда на другие цели приведет, считает он, к разрушению макроэкономической ситуации в стране. В этом случае, подчеркнул советник Президента РФ "экономическая депрессия гарантирована", а это "не является целью правительства".

См. также репортаж студента отделения деловой и политической журналистики ГУ-ВШЭ В.Бельченко.

 

Пресса:

 

Полная стенограмма

Вам также может быть интересно:

В 2015 году бюджетные расходы превысят доходы

Бюджет России на 2015-2017 годы будет дефицитным. Расходы на оборону и госуправление растут, а на образование, здравоохранение и социальное обеспечение сокращаются, отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе», проанализировавшие главный финансовый документ страны.

Если бы причиной было увеличение деловой активности и занятости…

В России впервые поступления в консолидированный бюджет от налогов на труд превысили доходы от сырьевой ренты, сообщают «Ведомости». Преподаватель кафедры экономического анализа организаций и рынков ВШЭ Михаил Горст рассказал о причинах этого превышения и том, какая структура налоговых поступлений в бюджет была бы более предпочтительна, чем сегодняшняя.

Ярослав Кузьминов выступил на заседании Госсовета по проблеме бюджетных расходов

4 октября под председательством Владимира Путина прошло заседание Государственного совета, посвященное повышению эффективности бюджетных расходов. С докладом на нем выступил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Доходы бюджета растут, несмотря на стагнацию экономики

Ухудшение макроэкономического прогноза улучшает прогноз доходов федерального бюджета. Причины такого явления анализируют эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном выпуске бюллетеня «Новые Комментарии о государстве и бизнесе».

Новые способы финансирования бюджетного дефицита

Налоговые поступления в федеральный бюджет в первые четыре месяца года заметно сократились (в частности, по налогу на прибыль — на 20%). Однако возникающий дефицит не закрывали ни новыми заимствованиями, ни продажами госимущества. Очередной выпуск бюллетеня «Новые Комментарии о государстве и Бизнесе» от Центра развития НИУ ВШЭ.

Регионы вынуждены сокращать бюджетные инвестиции

Первые итоги работы регионов в соответствии с новыми бюджетными обязательствами, возложенными на них Центром, показывают, что растет напряженность исполнения региональных бюджетов. Очередной выпуск бюллетеня «Новые комментарии о государстве и бизнесе».

Экономика без денег: кто виноват

Претензии к Центробанку, который якобы лишает экономику ликвидности, следовало бы обратить к правительству, которое забирает слишком большие объемы средств в бюджетную систему. Мониторинг «Банки: Статистика и Экономика» от Центра развития НИУ ВШЭ.

Как развернуть бюджетные реки

Повысить эффективность бюджетных расходов в РФ можно, используя демократические инструменты контроля или репрессируя растратчиков. Эксперты: Руслан Гринберг, Наталья Акиндинова, Александр Пискунов.

Как отличить Грецию от Македонии

История Европы такого, кажется, еще не знала: в Македонии левая оппозиция вывела людей на улицы с требованием принятия жесткого бюджета, отмечает Александр Сафонов.

Суверенная экономика

Идеи, прозвучавшие в экономической части президентского Послания, нацелены на подстегивание роста экономики. Однако многие из них не согласованы друг с другом и могут привести не к тому эффекту, которого от них ждут, предупреждает мониторинг Центра развития «Новый комментарии о государстве и бизнесе».