• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российским школам не хватает финского акцента

Школьная архитектура и школьная дидактика взаимосвязаны: особенности организации учебного процесса во многом определяются планировкой здания школы. Возможности использования финского опыта школьного дизайна в России обсуждали 12 ноября участники традиционного семинара Института образования ВШЭ.

Тезис о взаимосвязи школьной дидактики и архитектуры подтверждается примерами советской эпохи. В 1920-е годы, когда в системе образования проводились всевозможные педагогические эксперименты, в моде были здания, созданные по индивидуальным проектам. Самый яркий пример — школа, внешне напоминающая серп и молот. Из классов исчезали парты и стулья. Но в 1930-е годы здания становятся одинаковыми. Их особенность — пустые коридоры, где можно бегать, переходить из класса в класс, но нельзя ни читать, ни играть, не беседовать в тишине. Мебель в классах расставлена так, чтобы школьники концентрировали внимание на учителе, стоящем у доски или сидящем за столом. Пространство класса становится иерархически организованным: учитель-лектор вещает с кафедры, ученики внимают.

Современная школа, которая должна развивать у детей творческие способности, формировать креативность, умение работать в команде, требует иной организации пространства. Примеры могут дать страны, лидирующие в международных сравнительных исследованиях качества образования, в первую очередь Финляндия. Там в школах предпочитают легко передвигаемую мебель и мобильные конструкции, в пространствах между классами можно играть и читать. Есть зоны отдыха, где дети и учителя могут побыть в тишине. У каждого ученика обязательно есть индивидуальный шкафчик для хранения вещей.

Современная школа, которая должна развивать у детей творческие способности, формировать креативность, умение работать в команде, требует иной организации пространства. Примеры могут дать страны, лидирующие в международных сравнительных исследованиях качества образования, в первую очередь Финляндия.

Необходимость изменения подходов к проектированию школьных зданий в России сомнений не вызывает: один из разделов национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», подписанной президентом Дмитрием Медведевым в феврале 2010 года, так и назывался — «Изменение школьной инфраструктуры». В документе отмечается, что «облик школ должен значительно измениться. С помощью архитектурного конкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий, которые начнут использоваться повсеместно с 2011 года: нужно сконструировать «умное», современное здание… Другое требование — внедрять современные дизайнерские решения, обеспечивающие комфортную школьную среду. Архитектура школьного пространства должна позволять эффективно организовывать проектную деятельность, занятия в малых группах, самые разные формы работы с детьми».

И хотя на сегодняшний день далеко не все российские дети учатся в современных условиях, некоторые изменения имеются — практически в каждом регионе есть «умные» школьные здания. В Москве наиболее известны школа «Синяя птица» (район Бутово) и строящаяся школа «Сколково» — их представители, архитектор Юлия Богаевская, автор проекта здания «Синей птицы», и Елена Булин-Соколова, руководитель управления Фонда «Сколково» по созданию комплекса для детей, приняли участие в семинаре.

Однако в центре внимания участников семинара был доклад Марии Вейц, соучредителя Творческого объединения кураторов «ТОК» (это объединение архитекторов, получившее известность организацией в одном из спальных районов Санкт-Петербурга выставки под открытым небом «Критическая масса»). Мария Вейц рассказала о проекте изменения дизайна одной из типовых школ Санкт-Петербурга по лекалам финских и скандинавских архитекторов. Ведь типовые школьные здания, построенные в советские годы, с точки зрения организации пространства, пока остаются в 1930-х годах. Творческое объединение кураторов «ТОК» предприняло попытку создать современную среду в типовом школьном здании — на эксперимент согласилась санкт-петербургская школа № 53. На средства скандинавских благотворительных фондов были приглашены дизайнеры из Финляндии.

Остается открытым вопрос: удастся ли реализовать этот проект так, чтобы получившееся в итоге школьное здание соответствовало действующим СанПиНам (санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам)?

Одна из идей скандинавского школьного дизайна заключается в том, что принимать участие в организации пространства школы должны все те, кто там будет учить и учиться. Поэтому сначала был проведен опрос школьников, учителей и родителей. Их требования оказались просты: создать места, где можно тихо посидеть и почитать, и места, где можно играть. Поставить индивидуальные запирающиеся шкафчики для детей и учителей. Дизайнеры разработали проект, позволяющий изменить пространство типовой школы, не трогая несущих стен и прочих основополагающих конструкций. Оказалось, это несложно.

Однако остается открытым вопрос: удастся ли реализовать этот проект так, чтобы получившееся в итоге школьное здание соответствовало действующим СанПиНам (санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам)? По оценке участников семинара, это главное препятствие на пути реализации этого и других современных проектов. СанПиНы не дают возможности реализовать многие идеи организации образовательного пространства. Вопрос об их пересмотре неоднократно понимался при обсуждении и закона «Об образовании в РФ», и новых образовательных стандартов, но пока изменений не наблюдается.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Исследовательница из ВШЭ обнаружила в Подмосковье неизвестное сооружение немецкого архитектора

Рациональная архитектура, акцент на функциональности, сокращение декоративных элементов исторических стилей — все это сделало электростанцию «Электропередача» важным достижением начала ХХ века в развитии архитектуры, градостроительства и энергетики. Архитектором сооружения оказался Герман Мутезиус, ведущий немецкий деятель первой трети ХХ века, один из основателей Веркбунда. Авторство постройки установила исследовательница из Высшей школы экономики по оригинальным чертежам из архивов Мосэнерго. Результаты исследования опубликованы в журнале «Артикульт».

Реконструкция, реновация, реставрация: Ре-Школа набирает слушателей на программу повышения квалификации

Ре-Школа – международный образовательный проект, созданный Высшей школой урбанистики им. А.А.Высоковского НИУ ВШЭ, французской реставрационной школой L'ecole de Chaillot и архитектурным бюро «Рождественка». Рассказываем, какие актуальные знания и навыки можно получить в Ре-Школе.

Архитектура Северной Африки: от европейской колонизации до независимости

Церкви из бетона, самые высокие в мире минареты, современные здания с историческими мотивами — о тенденциях в архитектуре стран Северной Африки  рассказал доцент НИУ ВШЭ Лев Масиель Санчес на лекции в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекционные четверги в музеях Москвы». Лекция прошла в институте «Стрелка».

«Я верю, что мы живем в мире городов, а не стран»

Последние четыре года архитектор и сооснователь IAAC (Каталонского института передовой архитектуры) Висенте Гуайарт проработал главным архитектором Барселоны. Этим летом Гуайарт с ознакомительным визитом посетил Москву и Казань, а с нового учебного года планирует открыть в Высшей школе урбанистики собственную лабораторию.

57%

российских семей не имеют возможности выбирать, в какую школу отдать учиться своего ребенка. При этом за последние годы ситуация ухудшилась:  пять лет назад выбора не было только у 51% семей. Чаще всего альтернативы лишены жители сёл, семьи с низким достатком, а также семьи, в которых дети плохо учатся.

«Мы должны обсуждать не только топ-100 школ, но и тех, кто оказался в сложном положении»

Опубликован ежегодный рейтинг московских школ. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов принял участие в обсуждении его итогов.

В кампусе ВШЭ на Васильевском острове отреставрирована композиция «Всевидящее око»

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга утвердил реконструкцию композиции «Всевидящее око», обнаруженной на фронтонах помещения, служившего до 1917 года домовой церковью в Патриотическом институте. Сейчас здание входит в состав петербургского кампуса ВШЭ.

Сельские школьники стремятся в город не только в России

Татьяна Абанкина, директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института образования ВШЭ, рассказывает о сборнике статей, в которых представлены результаты международного сравнительного исследования карьерных предпочтений сельских школьников России, Китая и Казахстана.

Каков портрет «типичного» школьного директора?

Кто и как управляет российскими школами? Ответ на этот вопрос должен дать исследовательский проект Центра развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ, стартующий в этом году.

ВШЭ представила Университет детей

Чтобы узнать, сколько воды умещается в клюве пеликана или как библиотеки могут сладить с пробками на дорогах, нужно посещать «Университет детей» — этот научно-просветительский проект Политехнического музея при стратегическом партнерстве ВШЭ был представлен в Вышке 15 сентября.