• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономическое образование под общественным контролем

12 сентября в НИУ ВШЭ состоялась учредительная конференция Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента.

  Видеозапись 

Инициатором создания новой ассоциации стала Высшая школа экономики. Открывавший конференцию ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов подчеркнул, что одной из ключевых задач Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента (АВРЭМ) станет мониторинг качества и совершенствование стандартов образовательных программ в сфере социально-экономических наук и управления, которые сейчас «вызывают сомнения как у работодателей, так и у общества».

«С одной стороны, Россия — чемпион по масштабу таких программ, у нас порядка 30-35 процентов студентов учится по этим дисциплинам, — отметил Ярослав Кузьминов. — С другой стороны, трудоустройство экономистов и менеджеров проходит немногим лучше, чем трудоустройство педагогов и инженеров. Об этом редко говорят, но это так. И проблема не в том, что у нас перепроизводство специалистов в области экономики и менеджмента. Проблема  в том, что большинство образовательных программ, которые возникли в девяностые годы и позднее, имеют серьезные проблемы с качеством. В период скачка к рыночной экономике очень многие, если не все государственные вузы открыли эти пользовавшиеся спросом специальности, не имея на то достаточных кадровых и информационных ресурсов».

По словам ректора ВШЭ, еще пять лет назад из 600 гражданских вузов 550-570 готовили экономистов или менеджеров. В результате ценность дипломов по этим специальностям и даже ценность степеней кандидатов и докторов наук «стали девальвироваться». Эта проблема признается и на государственном уровне, вот почему недавними президентскими указами предусмотрено, в частности, проведение аудита как образовательных программ, так и вузов, их реализующих. «Но государство и чиновники самостоятельно провести такой аудит не могут, они должны опираться на профессиональное сообщество, — считает ректор ВШЭ. — Поэтому мы, посоветовавшись с коллегами из ведущих вузов нашей страны, приняли решение создать АВРЭМ».

В состав ассоциации вошли, помимо ВШЭ, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Российская экономическая школа, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Финансовый университет при Правительстве РФ, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Государственный университет управления, Московский государственный институт международных отношений, Уральский федеральный университет, Сибирский федеральный университет, Российский университет дружбы народов, Российский государственный гуманитарный университет и другие известные российские вузы.

Новая ассоциация будет работать и по другим направлениям. Одно из них — кадровое развитие и развитие профессиональных квалификаций. Нужно уходить от распространенного «инбриндинга», когда вузы при подборе кадров «замыкаются» на самих себя, к межвузовскому рынку специалистов. Другая цель — улучшение качества собственной работы и исследований, обучение практикам и технологиям, которыми располагают не только российские, но и мировые лидеры в области социально-экономического образования.

Ассоциация собирается работать в общеобразовательной школе, участвуя в методическом обеспечении ЕГЭ и совершенствовании формата и организации новых олимпиад школьников. АВРЭМ предлагает также вернуться к практике «грифования» учебников и учебных пособий. «Мне кажется, что министерство очень сильно поторопилось с отказом от «грифования», — заметил по этому поводу Ярослав Кузьминов. — Зайдите в книжный магазин, и вы там найдете под совершенно одинаковыми названиями принципиально разное по качеству содержание. Человек, впервые заинтересовавшийся нашими науками, просто не будет иметь ориентиров».

Многие российские университеты получили право устанавливать собственные образовательные стандарты, однако и они должны подвергаться независимой проверке на качество. «Давайте попробуем взаимно участвовать в процедурах внутренней аттестации и аудита, процедурах государственного экзамена, то есть быть добровольными контролерами друг друга, — предложил Ярослав Кузьминов. — Таким образом вузы сохранят полномочия по установлению оригинальных стандартов, но будут знать, как коллеги оценивают качество их программ».

Кроме того, АВРЭМ может участвовать в формировании стандартов профессионализма ученых в области экономики и менеджмента (с последующей организацией профессиональных экзаменов), стандартов прикладного бакалавриата и создании процедур добровольной аккредитации образовательных программ. Ассоциация планирует также тесно взаимодействовать с работодателями, помогая создавать профессиональные стандарты для экономистов, финансистов, менеджеров, логистов и других работников на открытом рынке.

Игорь Федюкин
Игорь Федюкин
Идею создания АВРЭМ поддерживают в российском правительстве. Присутствовавший на встрече заместитель министра образования и науки РФ Игорь Федюкин заметил, что деятельность новой ассоциации будет полезна и для российского академического сообщества, и для министерства. Главное, чтобы оценка качества образовательных программ и результатов деятельности вузов велась «по гамбургскому счету». Российские образовательные программы и исследования в социально-экономической сфере должны отвечать общепринятым мировым стандартам, а не маскировать свои недостатки пресловутой национальной спецификой. «Пока же мы не участвуем в глобальных дискуссиях о том, как устроено общество и куда оно движется», — констатировал замминистра образования. Его коллега Александр Климов добавил в связи с этим, что особое внимание необходимо уделить современным технологиям обучения в университете и дистанционному образованию.

Заместитель министра экономического развития РФ Сергей Беляков считает, что объемы финансирования образования в России (сейчас они, по оценке ОЭСР, составляют лишь 5,5% ВВП с учетом частных вложений) должны увеличиваться. «Качественное образование — это вопрос конкурентоспособности России как страны», — уверен он. А заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров полагает, что с помощью АВРЭМ может быть выработана новая, эффективная модель предоставления общественных услуг, которую можно будет использовать и в других социальных секторах.

Присоединившийся к обсуждению министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов дал весьма нелестную оценку образовательным программам в сфере экономики и менеджмента. «Количество “халтуры” зашкаливает, превышает все разумные пределы, — сказал министр. — Мы имеем дело с массовой имитацией научной деятельности и, как следствие, с низким уровнем подготовки студентов». При видимом «перепроизводстве» вузами экономистов и менеджеров, по-настоящему квалифицированных специалистов в этих областях, по словам Дмитрия Ливанова, не хватает.

«Задача ассоциации, — продолжил министр, — определить, где есть качество, где уровень выдерживается, а где его нет». При этом необходимо включать российских ученых и исследователей «в мировой контекст». Министр не исключает, что для этого придется провести «массовую переподготовку и замену преподавателей и профессоров, которые не могут включиться в мир академической экономической науки». Одновременно необходимо «сделать так, чтобы студенты получали практические знания в области экономики».

О необходимости общественного контроля в сфере высшего образования говорил на встрече ректор МГУ Виктор Садовничий. «Учреждая нашу ассоциацию мы должны вспомнить историю падения качества нашего образования — не для того, чтобы вновь себя бичевать, а чтобы не повторять те же ошибки, — отметил он. — Общественные организации — единственный способ контроля качества образования, и это направление деятельности должно быть главным для нас. Так получилось, что как ректор я представляю МГУ в Ассоциации юристов России. Эта ассоциация выбрала очень правильный вектор — она осуществляет жесткий контроль тех документов, которые вузы утверждают, и даже начала общественную аккредитацию вузов. Это тот пример, которому мы можем следовать. АВРЭМ создается исключительно своевременно. Я, например, думаю, что к такому же решению просто обязаны прийти медицинские вузы».

Одна из проблем, с которой придется бороться новой ассоциации, связана, по выражению ректора РАНХиГС Владимира Мау, с «высоким спросом на плохие дипломы». «В этом смысле объединение наших усилий особенно важно, хотя и накладывает на нас дополнительную нагрузку с точки зрения конфликта интересов, — полагает он. — Нам действительно предстоит много работы, но я бы предостерег от попыток заняться сразу всем. Нам предстоит выработать план действий с двумя-тремя приоритетами на ближайшие пару лет».

В завершение учредительной конференции члены АВРЭМ утвердили устав организации и состав совета АВРЭМ, который будет осуществлять оперативное руководство ассоциацией (его председателем был избран Ярослав Кузьминов, а в члены совета, помимо руководителей университетов, решено включить также представителей ряда министерств и Российского союза промышленников и предпринимателей). Кроме того, были утверждены профильные комиссии АВРЭМ и несколько рабочих групп, которые подготовят предложения по уточнению направлений деятельности ассоциации.

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Максима Блинова

 

В состав Ассоциации вошли:

Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России;

Высшая школа экономики;

Государственный университет управления;

Московский государственный институт международных отношений МИД России;

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова;

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики;

Московский физико-технический институт;

Новосибирский государственный университет;

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;

Российская экономическая школа;

Российский государственный гуманитарный университет;

Российский университет дружбы народов;

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова;

Санкт-Петербургский государственный университет;

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов;

Сибирский федеральный университет;

Уральский федеральный университет;

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

 

 

________________________________________________

В СМИ по теме:

Российские социально-экономические вузы объединились в ассоциацию // РИА Новости, 12 сентября 2012

Экономическим вузам устроят аудит // Наука и технологии России (STRF.ru), 13 сентября 2012

Учреждена Ассоциация ведущих вузов России в области экономики и менеджмента // Ведомости, 13 сентября 2012

Осилят ведущие // ПОИСК, 21 сентября 2012

 

 

 

Вам также может быть интересно:

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

Надзор и мониторинг: как должно оцениваться качество образования

Как трансформировалась система оценки качества образования и как она будет развиваться в дальнейшем, обсудили на круглом столе «Контроль, надзор, качество: первые итоги регуляторной гильотины в образовании», который прошел в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

«Университет — это не башня из слоновой кости»

В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

Ярослав Кузьминов принял участие в заседании Наблюдательного совета УрФУ

28 июня в Екатеринбурге состоялось заседание Наблюдательного совета Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина. В нем участвовал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Одной из тем обсуждения стали результаты исследования, проведенного в УрФУ экспертами Вышки.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

В российском высшем образовании сложилась новая реальность

28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.