«Радикально изменился образ верующего человека»: как взаимодействуют религия и право
В ВШЭ прошло обсуждение итогов XIII Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ). Предметом дискуссии стали перспективы развития законодательства и влияние крупнейших религиозных объединений на нормотворчество.
Светлана Нуждина
После того как в 2022 году был принят указ президента России Владимира Путина о традиционных ценностях, с разных площадок начал звучать вопрос об имплементации этой категории в законодательство, отметила, открывая совещание, директор Центра религии и права факультета права НИУ ВШЭ Светлана Нуждина. Ведется непрерывная дискуссия на тему права и религии. В частности, она прошла на ПМЮФ. В ВШЭ решили собрать экспертное совещание, посвященное этим вопросам, пояснила она.
Игумен Серапион (Август Митько)
Важнейшее значение указа президента в том, что была задана определенная планка, отметил научный руководитель Центра религии и права факультета права НИУ ВШЭ игумен Серапион (Август Митько). Однако нельзя просто установить перечень традиционных ценностей, как будто прописать нормативы детского питания, отмечает он.
Со времен советской эпохи радикально изменился образ верующего человека, отметила в свою очередь Юлия Афонина, студентка магистерской программы «Государственно-конфессиональные отношения. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений», помощник судьи Верховного Суда РФ. «Если посмотреть в интернете плакаты, которые были в советское время, то они содержали такие лозунги: против праздников, прогулов и пьянства, за ударные темпы работы; религия — орудие классового гнета, единым фронтом против фашизма и религии и т.д. То есть в советское время религию ставили на один уровень с фашизмом, — отметила она. — В настоящее время мы видим, что образ верующего человека кардинально изменился. Это молодые образованные люди. Свою религию открыто исповедуют ведущие политики, актеры, спортсмены, и можно сказать, что такое публичное проявление своей религиозности как главой государства, так и первыми лицами государства и людьми, которые имеют безусловный авторитет в обществе, можно расценивать как основу государственно-религиозного взаимодействия».
Леонид Сюкияйнен
Леонид Сюкияйнен, профессор департамента теории права и сравнительного правоведения факультета права НИУ ВШЭ, отметил целый ряд проблем, которые возникали в последнее время в области религии и права. Это, например, такие сложности, как фотографирование мусульманок на паспорт, ношение ими платков на занятиях, сложности при заключении межконфессиональных браков. Также очень горячие споры шли о создании и функционировании в качестве официального государственного органа шариатского суда в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас это забылось, однако в свое время идея шариатского суда наделала много шума, отметил Леонид Сюкияйнен.
Тамара Царёва
Тамара Царёва, научный сотрудник и руководитель редакционно-издательского отдела Института этнологии и антропологии Российской академии наук, рассказала о сложностях с реализацией на практике основ православной культуры в школе. «Иногда на такие уроки приглашаются представители различных религиозных направлений. Когда мы разрабатывали с коллегой возможность пригласить священнослужителя в класс, мы встретились с тем, что (священнослужителю. — Ред.) было предложено прийти в гражданской одежде», — рассказала Тамара Царёва. По мнению школы, это нужно для того, чтобы не оскорбить чувства атеистов. Но, по словам Тамары Царёвой, священникам положено ходить в церковном облачении.
Несмотря на появление указа, если отъехать подальше от Москвы, то в суде часто сталкиваешься с самыми разными сложными моментами в практике, когда видны пробелы в законодательстве, отметила Инна Загребина, председатель правления некоммерческого партнерства «Гильдия экспертов по религии и праву». Она поделилась одним из своих дел. Священнослужитель ведет неблагочестивый образ жизни и по моральным качествам не может быть священником. Церковь лишает его сана, однако он идет в суд, и его на основании Гражданского кодекса восстанавливают. То есть получается коллизия, когда ценности священнослужителя противоречат традиционным духовным ценностям, а снять с должности его нельзя, констатировала эксперт.
Роман Лункин
Как отметил Роман Лункин, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы Российской академии наук, есть целый ряд сложных нерешенных моментов в правовом регулировании государственно-церковных отношений. Так, не урегулирован вопрос легального существования религиозных объединений, в том числе религиозных групп. «Именно поэтому возникают проблемы и у мусульманских групп, которые существуют в незарегистрированном виде, и у протестантских групп. Сейчас по поводу баптистов незарегистрированных, да, много разных дел — это уже несколько таких точек напряжения. И это же касается и богослужений, проведения обрядов в жилых помещениях, в многоквартирных домах, чем обеспокоилась Русская православная церковь. Потому что так иначе можно вообще все запретить. Второе — это, конечно, [не хватает] диалога. Очень разнообразного, разностороннего межрелигиозного диалога не хватает», — посетовал Роман Лункин.
Татьяна Бернюкевич
Необходимо в целом больше говорить по сути, отметила в своем выступлении Татьяна Бернюкевич, профессор кафедры социально-гуманитарных наук и технологий Национального исследовательского Московского государственного строительного университета. «Нужно чаще встречаться и через общение сближать свои позиции, меньше тянуть одеяло на себя и решать общее дело», — считает Алексей Осавелюк, профессор, член Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации.
Эксперты пришли к выводу, что актуальных тем в области религии и права очень много, поэтому стоит периодически встречаться. Площадка НИУ ВШЭ дает возможность достаточно независимо высказывать свою точку зрения и обсуждать ее с профессионалами, и таких дискуссий, открытых ко всем точкам зрения, очень не хватает, согласились участники мероприятия. Они ждут новых уникальных дискуссий в Центре религии и права.