Горячий август: эксперты Вышки прокомментировали возможность дефолта в России
Нынешнее состояние российской экономики достаточно стабильно и позволяет государству выполнять свои обязательства, считают эксперты Высшей школы экономики. Повторение дефолта августа 1998 года они считают маловероятным, а прогнозы подобного развития событий – чрезмерно мрачными.
Ранее о вероятности повторения событий августа 1998 года в комментарии «Ведомостям» заявил директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев (в материале газеты он также назван профессором ВШЭ, хотя в университете он не работает с сентября 2017 года). По его мнению, «если возникнет вторая волна коронавируса, снизятся цены на нефть и экономическая активность вновь упадет, наращивание долгов может обернуться повторением ситуации 1998 г., ведь и доходы упадут, и расходы возрастут, и ФНБ придется распечатывать, а еще и оплачивать долги».
Эксперты ВШЭ не разделяют этого алармизма. Вице-президент НИУ ВШЭ Лев Якобсон называет такой прогноз «предельно мрачным» и подчеркивает, что когда экономисты строят прогнозы, принято исходить не из того, что не исключено (ведь не исключено, по сути, что угодно и когда угодно), а из того, какое развитие ситуации наиболее вероятно. «С этой точки зрения, близкий дефолт не просматривается. Имею в виду, с одной стороны, относящиеся к нашей стране прогнозы развития эпидемии, а с другой – состояние резервов», - говорит Лев Якобсон.
В августе 1998 года отечественная финансовая система оказалась неспособна выплачивать внутренние и внешние долги из-за пирамиды государственных краткосрочных обязательств (ГКО). 17 августа правительство объявило о введении "комплекса мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики", которые фактически означали дефолт и девальвацию рубля. На 90 дней приостановилось выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, по сделкам на срочном рынке и по залоговым операциям. Была прекращена купля и продажа ГКО. Одновременно Центробанк перешел на плавающий курс рубля в коридоре между 6 до 9,5 руб. за доллар.
И в 1998-м, и в 2020-м российская и мировая экономика столкнулись с кризисом, в том числе со снижением цен на энергоносители. Но нынешняя экономическая ситуация существенно отличается от того, что было двадцать два года назад. Главные отличия – наличие у правительства и Центробанка значительных резервов и низкий уровень госдолга.
По данным Банка России, на начало 1998 года совокупный внешний долг составлял $182,9 млрд, из которых $147,7 млрд приходилось на государство. На 1 июля 2020 года внешний госдолг составлял всего $65,5 млрд, при совокупном долге в $477,3 млрд. Но при этом на 7 августа 1998-го в золотовалютных резервах ЦБ было всего $17 млрд, а на 7 августа 2020-го - $600,7 млрд. То есть объем резервов сегодня покрывает и госдолг, и долги финансового сектора и компаний, тогда как в 98-м они были ничтожны.
Сейчас правительству, действительно, приходится наращивать заимствования из-за падения цен на нефть и сокращения ее добычи, а также снижения налоговых поступлений из-за простоя экономики в связи с ограничительными мерами. Есть различные прогнозы, как этот кризис может развиваться, отмечает ведущий научный сотрудник Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Андрей Чернявский.
«На данный момент есть оценка, что дефицит федерального бюджета может установиться в 2020 г. на уровне 5% ВВП. Этот дефицит складывается под влиянием необходимости финансировать бюджетные обязательства, когда существенно упали нефтегазовые и ненефтегазовые доходы, важности поддержки региональных бюджетов и внебюджетных фонды, а также дополнительных затрат на здравоохранение, социальную сферу и отдельные отрасли экономики», - отмечает эксперт, добавляя, что это умеренный сценарий, который исходит из средней цены на нефть в $40 за баррель.
Выпадающие нефтегазовые доходы правительство будет финансировать за счет использования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в рамках бюджетного правила. Вся остальная часть финансирования приходится на заимствования, и составит, по оценке Андрея Чернявского, около 4 трлн руб. Но к катастрофическому сценарию это не приведет, считает он.
Прогноз на среднесрочную перспективу также не должен пугать. Госдолг в России ниже, чем по группе развитых стран и целого ряда развивающихся государств. Ничего не указывает на опасный уровень этого долга и объявления дефолта, подчеркивает эксперт. Если речь идет именно о госдолге, то после того, что было в конце 1990-х (резкий рост выпуска ГКО, вызвавшего дефолт в августе 1998 г.) Минфин выдерживает стратегию на сохранение низкого уровня госдолга и безопасного соотношения его к ВВП.
Нынешнее состояние внутреннего госдолга РФ на 1 июля – 11,2 трлн руб. – это примерно 10,2% ВВП. Внешний долг, по данным Минфина, на 1 июля 2020 года оценивался в $51 млрд (3,7 трлн рублей по текущему курсу), долги субъектов Федерации и муниципалитетов составили на ту же дату около 2,5 трлн рублей. Итого это 17,4 трлн рублей или около 16% ВВП.
Андрей Чернявский напоминает, что есть маастрихтские критерии безопасного для экономики долга для стран Евросоюза. Там критическим считается соотношение долга к ВВП в 60%. Для стран с сильной и развитой экономикой допустимы и более высокие цифры, но для развивающихся стран это около 40%. Если заимствования вырастут в тех пределах, о которых говорят Минфин и эксперты, то и это будет далеко от критических показателей.
С учетом того, что на 2021 год и среднесрочную перспективу у Минфина есть планы по сдерживанию увеличения расходов, и прогнозируемого роста экономики и цен на нефть, правительству не потребуется дополнительное финансирование за счет заимствований, а значит рост долга замедлится, полагает эксперт «Центра развития».