• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты НИУ ВШЭ приняли участие в разработке методики реализации модуля «Обучение служением» в вузах

Эксперты НИУ ВШЭ приняли участие в разработке методики реализации модуля «Обучение служением» в вузах

© Высшая школа экономики

Высшая школа экономики совместно с Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ подготовила методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением». Их уже направили в сотню российских вузов, которые запустят модуль в новом учебном году.

Модуль призван развивать у студентов гражданственность, патриотизм, лидерские качества, гражданскую солидарность и следование традиционным ценностям.

Дмитрий Земцов

«Цель “Обучения служением” заключается в бесшовной интеграции в образовательный процесс общественной деятельности, чтобы учебные дисциплины не только развивали студента профессионально, но и формировали его как личность с системой ценностей, этических и моральных принципов — гражданской ответственности, неравнодушия к судьбе общества и страны», — отметил проректор НИУ ВШЭ и один из авторов методических рекомендаций по внедрению модуля Дмитрий Земцов.

В рекомендациях говорится о том, как последовательно и системно внедрить новый модуль в образовательную практику. Акцент сделан на выстраивании эффективного партнерства образовательных организаций и их «социальных заказчиков» — НКО, фондов, органов власти, гражданских инициатив и проектов.

Для поддержки программы вузам предложили использовать ресурсы Ассоциации волонтерских центров. Это платформа ДОБРО.РФ, на которой с августа 2023 года некоммерческие организации, лидеры социальных проектов, социальные предприниматели и государственные учреждения смогут размещать «социальные задачи» для вузов, и сеть Добро.Центров.

Артем Метелев

«Ассоциация волонтерских центров располагает развитой инфраструктурой, которую можно эффективно использовать при внедрении нового курса. Ресурсные центры, Добро.Центры — это центры экспертизы, благодаря которым могут быть привлечены социальные партнеры вузов в регионах. Кроме того, мы со своей стороны предлагаем включать в систему мотивации и поддержки студенческих проектов федеральные возможности, такие, как участие лучших вузовских команд и проектов в Международной премии #МЫВМЕСТЕ с перспективой акселерации и доработки проектов, дополнительные ресурсы сервиса Добро.Навигатор, ведение электронной книжки волонтера, что позволит вести учет активности студента и получать надбавки к стипендии, и многое другое», — прокомментировал председатель Совета АВЦ, руководитель ДОБРО.РФ Артем Метелев.

Для вузов-участников программы по внедрению модуля 2 августа Минобрнауки проведет специальный вебинар. Университеты, которые пока не присоединились к проекту, могут направить заявку на участие в министерство или в Ассоциацию волонтерских центров.

«Высшая школа экономики готова оказывать поддержку университетам, которые присоединятся к пилотному старту реализации модели “обучения служением” в своих стенах. На базе Института образования НИУ ВШЭ мы совместно с АВЦ разработали специализированную программу повышения квалификации по внедрению методики в образовательный процесс, лаборатория “Молодежная политика” Вышки регулярно проводит тематические исследования и анализирует мировые практики», — подчеркнул Дмитрий Земцов.

Разработка и внедрение модуля «Обучение служением» в образовательные программы университетов с 1 сентября 2023 года ведется по поручению Президента РФ.

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ представил рейтинг регионов России по необходимости адаптации к изменению климата

В докладе Высшей школы экономики оценены шесть ключевых климатических рисков для страны: деградация вечной мерзлоты, лесные пожары, засухи, волны тепла, экстремальные осадки и водный стресс. Рейтинг позволяет оценить риски для каждого конкретного региона и скорректировать планы адаптации.

Лингвисты впервые описали историю подготовки переводчиков русского жестового языка

Команда исследователей из России и Великобритании впервые подробно описала, как формировалась и менялась система подготовки переводчиков русского жестового языка (РЖЯ). Это масштабное исследование охватывает период с XIX века до наших дней, раскрывая как достижения, так и проблемы профессиональной среды. Результаты работы опубликованы в сборнике “The Routledge Handbook of Sign Language Translation and Interpreting”.

Вышка запустила международный проект по изучению русского языка как иностранного

В середине октября состоялось торжественное открытие Международного образовательного онлайн-клуба по русскому языку как иностранному и русской культуре Школы иностранных языков ВШЭ. Проект GLAGOL’ объединил участников из 20 стран — иностранных студентов и преподавателей 10 факультетов Вышки, а также свыше 10 российских и зарубежных вузов.

ВШЭ наметила образ городов будущего

В ближайшие десятилетия муниципалитеты изменятся и станут пространствами здоровья, идентичности и цифровых решений. Ключевые тенденции городской трансформации обозначила проректор НИУ ВШЭ Вероника Минина, выступив в рамках Международного муниципального форума БРИКС — 2025. Также в рамках форума декан факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Николай Куричев представил природно-климатические проекты ученых университета.

Ошибки, которые всё объясняют: ученые обсудили будущее психолингвистики

Мировая лингвистика сегодня переживает «многоязычную революцию»: эпоха англоязычного доминирования в когнитивных науках подходит к концу, все чаще исследователи изучают многообразие языков мира. Более того, мультилингвизм из экзотики становится нормой, что кардинально меняет представления о когнитивных возможностях человека. В Вышке обсудили будущее развитие экспериментальной лингвистики.

«Развернуть обсуждение политики в области высшего образования в доказательное русло»

29 октября в НИУ ВШЭ открылась XVI Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО) на тему «Высшее образование: между частным и общественным благом». Для участия в конференции зарегистрировались более 600 человек из 32 регионов России и семи зарубежных стран, поступило рекордное число заявок на выступления с докладами — 242, из которых было принято 88.

Встреча с делегацией «Синьхуа»: в Вышке обсудили вопросы современной журналистики

22 октября в НИУ ВШЭ состоялась открытая встреча с представителями китайского информационного агентства «Синьхуа» во главе с руководителем аппарата генерального директора Сунь Чжипином. Обсуждались актуальные проблемы журналистики и особенности работы информационных агентств в современном медиапространстве. Многие студенты воспользовались возможностью задать вопрос и попрактиковаться в общении на китайском языке. Визит был организован факультетом мировой экономики и мировой политики совместно с Институтом медиа НИУ ВШЭ и информационным агентством ТАСС.

Исчезнувший сигнал: как солнечная активность заглушила радиоголос Земли

Исследователи из НИУ ВШЭ и ИКИ РАН проанализировали данные спутника ERG (Arase) за семь лет и впервые подробно описали новое радиоизлучение Земли — гектометровый континуум, открытый в 2017 году. Выяснилось, что это излучение возникает спустя несколько часов после заката и исчезает через 1–3 часа после восхода Солнца. Чаще всего его фиксировали в летние месяцы, реже — весной и осенью. Однако к середине 2022 года, когда Солнце вошло в фазу повышенной активности, излучение полностью исчезло, но ученые предполагают, что сигнал может вернуться. Исследованиео публиковано в журнале Journal of Geophysical Research: Space Physics.

Студенты-культурологи прошли полевую практику в исследовательской экспедиции Лицея ВШЭ


Две недели студенты образовательной программы «Культурология» Высшей школы экономики провели в старинном поморском поселке Умба на Мурманском берегу, где руководили проектными группами учеников Лицея Вышки. Учащиеся факультета гуманитарных наук помогли лицеистам в изучении местной культуры, исторической памяти и трансформации ценностей.

«Практика и опыт взаимодействия с профессионалами помогут подготовить будущего продюсера»

У магистерской программы двух дипломов «Продюсер в музыкальной индустрии», реализуемой Высшей школой экономики совместно с Российской академией музыки имени Гнесиных, появился индустриальный партнер — музыкальный лейбл KOALA MUSIC. Компания примет участие в разработке учебных дисциплин и привлечении экспертов из индустрии к подготовке студентов.