Шесть шагов успеха: как проложить путь от исследования к продукту
Образование в области коммерциализации и трансфера технологий позволит университетам и бизнесу говорить на одном языке. Для этого они должны совместно создать эффективную вузовскую программу, в структуре которой будут и теоретические блоки, и их отработка на практических примерах.
Как использовать программы ДПО для стимулирования и развития кооперации между университетами и бизнесом? Этому вопросу была посвящена стратегическая сессия, проведенная Центром коммерциализации разработок и трансфера технологий НИУ ВШЭ (ЦКРТТ) совместно с Национальной ассоциацией трансфера технологий (НАТТ). В дискуссии приняли участие более 50 представителей университетских центров трансфера технологий (ЦТТ), а также отделов R&D (Research and Development — исследование и развитие) коммерческих компаний.
Участники обсудили возможные подходы к реализации программ повышения квалификации и формированию профессиональных компетенций сотрудников университетов и научных организаций в сфере коммерциализации и трансфера технологий. Это одна из приоритетных задач программы развития ЦТТ, которую поддерживает Минобрнауки. Программа реализуется на базе нескольких десятков отечественных вузов и предоставляет возможность получения методической и консультационной поддержки технологических проектов по кооперации между университетами и крупным бизнесом.
Эксперты ЦКРТТ представили участникам исследование, проведенное центром для оценки релевантности компетенций, формируемых в процессе обучения. Они изучили несколько десятков программ, реализуемых на базе организаций различных категорий и форм собственности (вузов, частных образовательных компаний, ассоциаций и пр.).
Успешность проектов определялась по шести факторам:
технологическая готовность;
потребительская готовность;
готовность бизнес-модели;
правовая и регуляторная готовность;
готовность команды проекта;
финансовое развитие проекта.
Исследование показало, что образовательные программы высшего профессионального образования дают слушателям теоретические знания, не формируя при этом компетенций проектного и продуктового менеджера. Программы ДПО подобные компетенции формируют, но они представлены на рынке в существенно меньшем количестве. Однако сделать вывод о глубине и качестве этих практических навыков зачастую невозможно.
Ольга Пятаева
«Образовательные программы, представленные на рынке, являются фрагментарными, не закрывают потребности слушателей в формировании необходимых компетенций и навыков. Вопрос о том, должна ли потенциально эффективная образовательная программа в данной сфере быть фокусной либо универсальной, является в полной мере дискуссионным», — считает координатор исследования, заместитель директора ЦКРТТ НИУ ВШЭ Ольга Пятаева.
По мнению участников дискуссии, эффективному взаимодействию университетов с бизнесом препятствует ряд барьеров.
«Компании приходят в университет за готовыми решениями и сразу уходят, если их нет», — констатирует директор Центра развития института интеллектуальной собственности ИТМО Андрей Николаев.
Руководитель программы инкубации IGTech Фонда «Сколково» Евгения Исаева отметила, что зачастую университету просто нечего предложить под текущий рыночный запрос, и тогда он пытается реализовать «то, что давным-давно лежит на полках». Для академической среды вузов характерно отсутствие предпринимательского духа, подчеркнула она. При этом руководители пытаются направить ученых на путь коммерциализации, не дав им дополнительных ресурсов.
В целом эксперты солидарны с тем, что в вузах почти нет технологий с высоким уровнем готовности (УГТ 8–9), а бизнес не хочет задействовать на это собственные средства. Выходом из сложившейся ситуации может стать систематизация и гармонизация KPI всех сторон процесса.
«Неправильно ученых переучивать в технологических предпринимателей. Ученые должны понимать, как работать с индустриальными партнерами», — считает директор ЦТТК НГУ Александр Квашнин.
Директор по образовательным продуктам и технологиям CUSTIS Илья Дубинский, напротив, рассказал о своем многолетнем успешном опыте работы с учеными-предпринимателями. К коммерциализации и трансферу технологий нужно относиться не как к транзакции, а как к процессу выстраивания долгосрочных отношений, отметил он.
Дискуссия с экспертами показала, что рынку необходима универсальная образовательная программа, позволяющая формировать практические компетенции для проектов по коммерциализации как у менеджеров по инновациям в компаниях-заказчиках, так и у руководителей проектов в научных коллективах вузов.
«Для НАТТ увеличение числа профессионалов в сфере трансфера технологий — один из приоритетов деятельности. Поэтому сегодняшняя дискуссия с разными участниками рынка образовательных услуг для нас очень важна. Мы бы хотели, чтобы таких программ становилось больше», — заявил исполнительный директор НАТТ Алексей Филимонов.
Алексей Филимонов
Между тем участники дискуссии высказали противоположные мнения о том, как может быть построена эффективная образовательная траектория участников проекта по коммерциализации. Одна часть экспертов считает необходимым создание специализированных фокусных программ по коммерциализации и трансферу технологий. Так, начальник Научно-образовательного центра ФИПС Денис Монастырский отметил, что в обучении основам коммерциализации нет системности. «Лишь 10% студентов имеют знания в этой области, поэтому необходимо разработать и внедрить в программы высшего образования специальный модуль по интеллектуальной собственности», — полагает он.
Другая часть дискуссантов считает целесообразным реализовать комплексную образовательную программу, в структуре которой могут содержаться и теоретические блоки, и их отработка на практических примерах.
Александр Швалев
«Вид программы не важен, важен факт ее наличия. Нам не хватает выпускников вузов, которые обладали бы знаниями в области коммерциализации и могли бы провести анализ рынка или заполнить заявку на получение финансовой поддержки», — резюмировал заместитель генерального директора по инновациям Иннохаба Росатома Александр Швалев.
Также на стратегической сессии анонсировали пилотный запуск программы «Шесть шагов от исследования к продукту», разработанной ЦКРТТ совместно с другими подразделениями НИУ ВШЭ. Она построена по уникальной авторской методике, которая позволяет комплексно развивать у сотрудников университетов и бизнес-структур компетенции и навыки по шести направлениям, определяющим эффективность кооперации в проектах по коммерциализации.
Вам также может быть интересно:
Разработаны национальные стандарты в области трансфера технологий
Соответствующие приказы были подписаны Росстандартом и вступят в силу с 2025 года. Документы были разработаны техническим комитетом по стандартизации «Устойчивое развитие» (ТК 115), одним из членов которого является Высшая школа экономики. Появление стандартов по трансферу технологий будет способствовать повышению результативности реализуемых проектов и гармонизации коммуникаций между их участниками.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
Продукты на базе результатов социальных и гуманитарных исследований: продать нельзя отдать
Сотрудники Центра трансфера технологий (ЦТТ) ВШЭ разработали и представили на экспертное обсуждение методику оценки проектов по коммерциализации, созданных на базе результатов исследований в социальных и гуманитарных науках. Мероприятие в формате круглого стола прошло в Высшей школе экономики в партнерстве с Национальной ассоциацией трансфера технологий в рамках реализации программы развития ЦТТ НИУ ВШЭ.
Центры трансфера технологий при вузах будут интегрироваться с бизнесом и институтами развития
Высшая школа экономики развивает Центр трансфера технологий — в 2023 году эта программа университета была поддержана Минобрнауки. В конце августа представители Вышки приняли участие в Форуме трансфера технологий, который состоялся в Екатеринбурге в рамках X Международного форума технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2023». На нем представители вузов, реализующих программу ЦТТ, обсудили перспективы интеграции с бизнес-заказчиками и институтами развития.
НИУ ВШЭ будет развивать сетевой Центр трансфера технологий
В Минобрнауки России подвели итоги конкурса по поддержке создания и развития центров трансфера технологий (ЦТТ). На конкурс было подано 58 заявок от вузов и НИИ. Поддержку получили 20 проектов, и среди них ЦТТ Высшей школы экономики. Благодаря этому университет планирует стать лидером в реализации кооперационной модели трансфера технологий.