• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Терроризм будет побежден, но, вероятно, не в этом веке»

28 декабря состоялось очередное заседание общемосковского научного семинара «Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике», на котором с лекцией выступил Тэд Краузе, профессор социологии из университета Хофстра (США). Добавлена видеозапись

Руководители семинара Фуад Алескеров, заведующий кафедрой высшей математики факультета экономики ГУ-ВШЭ, и Владислав Подиновский, его заместитель, представили участникам семинара лектора из США, профессора социологии Тэда Краузе из университета Хофстра штата Нью-Йорк.

Объявив тему семинара — «О политическом терроре и терроризме» — профессор Краузе сразу предупредил аудиторию, что его доклад не касается математических моделей терроризма. Более того, он добавил, что не собирается говорить и о способах борьбы с терроризмом. Курс его лекций в родном университете — это попытка социологического анализа природы терроризма. В рамках семинара был представлен краткий обзор тематики, которую профессор затрагивает в своем лекционном курсе для американских студентов.

Как известно, общепринятого юридического определения терроризма не существует. В российской юриспруденции терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, — идеология и практика, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий. В законодательстве США — как предумышленное, политически мотивированное насилие, совершаемое против мирного населения или объектов подпольно действующими агентами или группами, обычно с целью повлиять на настроение общества.

Терроризм чаще всего рассматривается как действия, направленные против государства. Профессор Краузе считает необходимым анализировать и государственный терроризм, проводимый тем или иным правительством или спецслужбами, нанятыми этим правительством, против гражданских лиц. Он не сомневается, что такие явления, как геноцид, массовые репрессии, убийства, создание концентрационных лагерей, входят в понятие терроризма. Профессор исходит из того, что «необходимо, прежде всего, рассматривать цели, которые ставят перед собой террористы, поскольку терроризм — это насилие или угроза насилия для достижения главным образом политических целей».

По мнению профессора Краузе существуют три вида терроризма в зависимости от субъекта террористической деятельности: государственный террор сверху «from above», террор против государства снизу «from below» и межгрупповой терроризм «inter-group», в который государство не вовлечено. Яркими примерами последнего могут служить многолетняя история борьбы народов тутси и хуту в Руанде, которая завершилась планомерным геноцидом тутси, или расправы Ку-клукс-клана над афроамериканцами в США.

После 11 сентября 2001 года резко возрос интерес ученых к изучению различных аспектов терроризма. Ведущие исследователи общественно-политических наук задаются вопросами, ответы на которые могут точнее понять суть терроризма. Психологов интересует, существуют ли люди, по своему психотипу предрасположенные к террористической деятельности. Антропологи ищут ответ на вопрос, является ли терроризм универсальным явлением среди народов мира. Экономисты пытаются анализировать, достижение каких общественных благ вдохновляет террористов. Ведь независимость и самоопределение народа, или защита истинной веры часто провозглашаются благородной целью самых ужасающих террористических акций. Политологи занимаются вопросом о политических системах, которые могут провоцировать появление террористов в той или иной стране. Социологи ставят вопрос о причинах терроризма наиболее широко: против чего люди восстают?

Джеймс Коулман, выдающийся американский социолог, еще в 1990 году предложил «the theory of frustration and agression», согласно которой агрессия населения какого-либо народа резко возрастает именно тогда, когда разрыв между устремлениями в обществе и уровнем жизни наиболее глубок. Профессор Краузе убежден, что именно в этом направлении социологи должны вести поиск корней терроризма.

В ходе семинара не раз возникали вопросы и разногласия по поводу того, как трактовать те или иные исторические и современные события. Можно ли рассматривать бомбардировку Дрездена Королевскими военно-воздушными силами Великобритании и Военно-воздушными силами США в феврале 1945 года как военное преступление, если исход войны уже был предрешен? Является ли ядерная катастрофа в Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 года фактом международного террора? Была ли Французская революция 1793 года государственным террором против аристократов? Считать ли крестовые походы христиан религиозным терроризмом против мусульман Палестины? Как расценивать истребление американских индейцев?

«Логика моих рассуждений и выводы не бесспорны, — говорит профессор. Я свое мнение никому не навязываю. Тем более что вопросов у меня самого гораздо больше, чем ответов».

Профессор Краузе отметил, что живейший интерес у его американских студентов вызывает обсуждение личностей, стоящих во главе террористических групп. Что в действительности движет этими людьми? Разве не борьбой за власть, в том числе за личную, мотивированы дебаты по поводу легитимности существующего правительства? И как относиться к очевидной харизматичности многих лидеров террористических группировок?

Как отметил Тэд Краузе, «социологи разных стран предлагают несколько теорий возникновения и сущности терроризма. Одна из самых распространенных (Conflict theory — теория конфликта) опирается на учение Карла Маркса о классовом обществе и государстве. Правящий класс подавляет другие классы и использует экономику, политику и культуру как средства управления и контроля над обществом. Причем самым важным рычагом контроля является культура, поскольку она включает в себя такой мощный идеологический арсенал, как образование и средства массовой информации». Именно поэтому террористы противопоставляют свою контр-идеологию государственной.

Другая теория (Rational action theory — теория рационального выбора) состоит в том, что социальная среда (ситуация) структурирует альтернативы, стоящие перед человеком или группой людей, и оказывает решающее влияние на их выбор. Основная идея последователей этой теории — критика политики устрашения в борьбе с терроризмом, поскольку силовые методы в большинстве случаев неэффективны.

После лекции Тэду Краузе стали задавать вопросы, суть которых, в конечном счете, сводилась к главному: существуют ли, по мнению профессора, эффективные способы борьбы с терроризмом, будет ли он побежден. Ответ Краузе вынесен в заголовок этого материала.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Бензорука

Видеозапись доклада Тэда Краузе

Вам также может быть интересно:

«Преподавать лингвистику российским студентам — одно удовольствие»

Создательница формальной семантики, профессор Университета Массачусетса (США) Барбара Парти отметила юбилей в Высшей школе экономики. Около 20 лет Барбара преподает в разных вузах России. В этом году она стала участником летней школы «Местоимения: синтаксис, семантика, обработка» (Pronouns: Syntax, Semantics, Processing), организованной Школой лингвистики НИУ ВШЭ. О том, почему она считает образовательную программу по лингвистике в Вышке одной из лучших в России, а также о разнице между российскимии американскими студентами Барбара Парти рассказала новостной службе ВШЭ.

Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России

18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.

Кредитную карту ВТБ24-ВШЭ может получить любой выпускник и сотрудник Вышки

Начинается второй этап совместного проекта Высшей школы экономики и банка ВТБ24 по выпуску кобрендинговых кредитных карт ВТБ24-ВШЭ. Они позволяют не только поддерживать связь с университетом (карта является альтернативным пропуском в здания университета и библиотеку), но и участвовать в благотворительных проектах вышкинцев.

Конфликт в Сирии: война чужими руками

Средства массовой информации уделяли и продолжают уделять немало внимания вооруженному конфликту в Сирии, однако вряд ли можно утверждать, что для стороннего наблюдателя ситуация в этой стране вполне понятна. 12 ноября по приглашению отделения востоковедения ВШЭ с почетной лекцией «Сирийский кризис, его последствия и методы их преодоления» выступил Чрезвычайный и Полномочный посол Сирийской Арабской Республики в РФ Риад Хаддад.

МЕВ: мастер-класс «Quantitative Methods»

10 июня рамках программы «Master in European Business» (МЕВ) прошел мастер-класс доцента факультета менеджмента ВШЭ Валентины Кусковой.

МЕВ: мастер-класс «Business Strategy»

В конце мая в рамках программы «Master in European Business» (МЕВ), Игорь Поповкин, доцент кафедры общего и стратегического менеджмента  ВШЭ, провел мастер-класс по курсу программы МЕВ «Business Strategy».

Видеомост: информационная открытость сайтов школ

14 мая в РИА Новости прошел видеомост, посвященный обсуждению итогов совместного проекта Института образования ВШЭ и РИА Новости «Рейтинг информационной открытости официальных сайтов общеобразовательных организаций». Публикуем видеозапись.

Студентки отделения статистики — призеры всемирного конкурса

25 апреля объявлены победители конкурса видеороликов «Statistics 2013 Video Contest», посвященных популяризации статистики, проводившегося в рамках Международного года статистики. Второе место в соревновании заняли студентки отделения статистики, анализа данных и демографии ВШЭ Юлия Балиоз, Анастасия Далматова и Аревик Амирагян.

Культурсоциология в Мемориале

14 марта в Международном Мемориале прошел семинар «Событие и память: культурсоциологическая теория коллективной травмы», в организации и проведении которого приняли участие эксперты ВШЭ.

«Наверняка вы видите то, чего не видим мы»

1 марта в РИА Новости состоялось обсуждение промежуточных результатов работы исследовательской группы «Молодежная стратегия — 2020», общественного проекта, в рамках которого представители молодого поколения предлагают идеи развития страны в дополнение к Стратегии-2020.