• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аспирантская школа по праву ищет самые светлые головы

Аспирантская школа ВШЭ по праву на базе кампусов в Москве и Санкт-Петербурге планирует в этом году набрать на бюджетные места 28 человек, прием документов — до 12 сентября. Чем будут заниматься аспиранты, рассказывает академический директор Аспирантской школы Георг Бекназар-Юзбашев, выпускник магистратуры университета Чикаго.

Юриспруденция всегда была достаточно традиционной наукой, не склонной к быстрым изменениям, но сейчас настало время, когда в подготовке аспирантов по праву нужно многое менять. Заданы новые рамки, в которых с этого года будет работать аспирантура, а что именно получится — зависит от нас. Создание Аспирантской школы по праву — это небольшая революция, это поиск нового, и перед нами сегодня стоят самые разные задачи — от налаживания научных и образовательных контактов с зарубежными университетами до создания привлекательного современного сайта.

Чего не хватает российской юридической науке?

Во-первых, юриспруденция в России по-прежнему зажата в рамках отечественной юридической мысли, основы которой остаются марксистско-ленинскими. Процесс ее преобразования, путь к мыслителям дореволюционным и западным пока не завершен, и наши аспиранты должны включиться в мировую науку, ориентироваться в этой науке, преодолев языковой и прочие барьеры.

Во-вторых, юриспруденция в России зажата в самой себе, она мало использует достижения других наук, не включена в междисциплинарные исследования. Например, на Западе появилось направление Behavioral Law & Economics, в основе которого — применение экономического анализа к праву, причем этот анализ корректируется с учетом новейших достижений социологии и когнитивной психологии. Право становится частью единой социальной науки. Чтобы регулировать общественные отношения, знаний одной юриспруденции уже недостаточно. Это касается не только правового регулирования, но актуально и для практикующих юристов, поскольку понимание смежных наук дает возможности для дополнительной аргументации.

В-третьих, формат преподавания юридических дисциплин во многом устарел, и мы планируем его менять. Если лекция — это пересказ преподавателем собственного учебника, то зачем ходить на занятия? Лучше просто прочитать этот учебник. Мы хотим, чтобы студент готовился к лекции, читая нужные материалы. Тогда на лекции преподаватель сможет выстраивать обсуждение таким образом, чтобы студент приходил не просто к запоминанию, но — к самостоятельному пониманию принципов, лежащих в основе материала. Лекции в каком-то смысле совмещаются с семинарами. Это так называемый сократический метод, используемый во всех топовых американских школах права — лучший способ заставить студента думать, а будущего преподавателя — понять, что лекции могут быть организованы иначе.

Как будет строиться учебный процесс в аспирантской школе?

Подробнее об этом можно узнать на нашем сайте в разделе «Программа Школы». Будут курсы обязательные и по выбору, методологические (для развития исследовательских навыков) и междисциплинарные (например, экономический анализ или основы статистики). От узкоспециализированных курсов по юриспруденции мы отказались.

Как сказал мой коллега Александр Сидоркин, возглавляющий Аспирантскую школу ВШЭ по образованию, аспирантов нужно вытащить из «темных углов» — наладить горизонтальные исследовательские связи. Для аспирантской школы по праву это тоже актуально, хотя и непросто. Понятно, что каждая кафедра изучает свою проблематику, но для некоторых из них можно найти общие интересы и обсуждать ряд проблем совместно, сделать так, чтобы аспирант общался не только со своим научным руководителем, но и с разнородным кругом старших коллег, представляющих различные углы зрения на конкретную проблему.

Для меня идеальный аспирант — тот, кто озадачен. Тот, кто не понимает. Кто не может найти ответ на вопрос и заинтересован в том, чтобы поскорее это сделать

В перспективе мы хотели бы готовить студентов к получению степени не только кандидата юридических наук, но и J.S.D. (Doctor of Juridical Science) — аналога Ph.D в области права. Это будет степень, присваиваемая Высшей школой экономики, соруководителями диссертаций могли бы стать профессора зарубежных университетов. Репутация нашей J.S.D. в этой ситуации — вопрос времени. У меня нет сомнений, что мы эту репутацию быстро заработаем, поскольку требования к соискателям будут жесткими. Наличие степени будет свидетельствовать, что человек обладает действительно серьезным научным потенциалом, она станет сигналом и для западных университетов, и для отечественных. Защита будет происходить на английском языке, и диссертационный совет будет состоять из специалистов по теме работы (вопреки сложившейся в России практике, когда главное — регалии члена диссовета, а не его научные интересы).

Каким должен быть идеальный аспирант?

Для меня идеальный аспирант — тот, кто озадачен. Тот, кто не понимает. Кто не может найти ответ на вопрос и заинтересован в том, чтобы поскорее это сделать. Без вопроса, без интереса не может быть настоящего ученого. Это главный критерий; хотя его, конечно, недостаточно. Так, аспирант должен уметь учиться, а у нас с этим проблемы. Есть порочная российская традиция, когда студенты делают вид, что учатся, а преподаватели делают вид, что от них что-то требуют. В последний день студент полагается на авось и вымаливает оценку или отсрочку, а разжалобленный преподаватель ему уступает. В западной традиции такое немыслимо. Нам важно поменять культуру обучения, чтобы аспиранты посещали лекции, чтобы они соблюдали дедлайны, чтобы понимали: «вторых шансов» и отсрочек не будет. Так что наша задача — ставить требования и придерживаться их, формируя новую культуру отношения к образованию.

Мы будем очень жестко контролировать посещаемость. Понятно, что практически все наши студенты будут не только учиться, но и работать, поэтому занятия проводятся по вечерам не более 2-3 раз в неделю. Наши требования должны быть реалистичными, но неукоснительными. Для тех, кто работает в офисе 14 часов в сутки без выходных, такое, конечно, неприемлемо, но тогда вряд ли им нужна аспирантура. Мы исходим из того, что учеба в аспирантской школе — это начало научной карьеры, и многие выпускники аспирантуры факультета права разных лет уже успешно делают эту карьеру в Вышке.

С кем нам по пути

Любая аспирантура предназначена для тех, кто хочет заниматься наукой. С теми, кому диплом кандидата наук нужен лишь для того, чтобы повесить на стену (а таких, увы, немало среди чиновников и корпоративных юристов), нам не по пути. Непросто найти почти тридцать действительно талантливых человек в год, которые хотят заниматься именно наукой, хотя конкурс у нас составляет порядка трех человек на место, на выбор предлагается 11 профилей (в старой терминологии — специальностей, полный перечень есть тут).

Аспирантская школа ВШЭ по праву ищет самые светлые головы — выпускников вузов, способных к научной работе. Понятно, что преподавателям проще принимать в аспирантуру тех студентов, которых они давно и хорошо знают по магистратуре и тем более по бакалавриату, а если человек пришел со стороны, пусть даже с красным диплом ведущего вуза и с хорошим рефератом, — у них возникают сомнения. Научный потенциал «своих» проще оценить. Но это совершенно не значит, что мы выращиваем только «своих». Поскольку задача Аспирантской школы — подготовить ученых, которые будут определять развитие нашей науки, мы заинтересованы в том, чтобы при отборе руководствоваться принципом не «свой — чужой», а «слабый — сильный». Уже сейчас среди абитуриентов нашей аспирантской школы есть выпускники других ведущих вузов, в том числе московских, и есть все основания полагать, что в этом году у нас будет очень сильный набор.

Записал Борис Старцев

Вам также может быть интересно:

В НИУ ВШЭ повысят квалификацию российских юристов из компаний, ведущих бизнес в Китае и Индии

На факультете права НИУ ВШЭ разработаны две новые уникальные программы повышения квалификации: «Введение в правовую систему Индии» и «Введение в правовую систему Китая». Их главная особенность в том, что в роли преподавателей выступят известные практикующие юристы из этих стран, а в роли партнеров — ведущие местные юридические вузы. Целевая аудитория программ — юристы российских компаний, ведущих экспортно-импортную внешнеэкономическую деятельность в Индии или Китае.

«Мы стали единственной командой от ВШЭ, которая смогла завоевать первое место»

В ноябре состоялся заключительный этап Всероссийского юридического кейс-чемпионата MGIMO Law Championship. В номинации «Фармацевтическое право и интеллектуальная собственность» победила команда, в состав которой входили три студента факультета права ВШЭ — Иван Япрынцев, Иван Календарев и Екатерина Винтова.

Проверить право этикой: эксперты Вышки приняли участие в круглом столе в Госдуме

Суть теории гармоничного общественного благосостояния, смысл понятия справедливости, опасность институциональной ловушки — эти и другие темы обсуждали в ходе круглого стола «Справедливость и законотворчество» в Госдуме. В дискуссии приняли участие депутаты и ученые Высшей школы экономики и других вузов. Эксперты Вышки также рассказали о научном проекте по разработке автоматизированных способов оценки этичности.

Зашифрованные деньги

IQ.HSE продолжает серию материалов по экспертному докладу НИУ ВШЭ о правовом регулировании новых технологий. Сегодня — о том, в какие законы вписывается самоуправляемый рынок криптовалют. 

Новая магистерская программа ВШЭ восстанавливает связь канонического права и классической юриспруденции

В Вышке открывается магистерская программа «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений». Она станет частью совместного сетевого проекта с программой «Каноническое право» Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Студенты при желании смогут изучать курсы на обеих программах. Подробнее об этом рассказывает академический руководитель магистерской программы ВШЭ Анастасия Буянова.

На Boomstarter начался сбор средств на издание книги эксперта ВШЭ по праву

Ведущий эксперт Института проблем правового регулирования Екатерина Алексеевская запустила на краудфандинговой платформе проект по изданию книги «Мониторинг верховенства права и доступа в суд». Эта книга отвечает на насущные вопросы российского общества, исследуя соответствие процессуального законодательства стандартам справедливого судебного разбирательства и оказания публичных услуг.  

Открывается новая бакалаврская программа «Юриспруденция: частное право»

Совместная программа НИУ ВШЭ и Российской школы частного права предназначена для тех, кто уже в школе решил, что будет заниматься правом, видит в себе успешного юриста-практика или вдумчивого исследователя в области частного (гражданского) права. Первый набор на программу пройдет в 2017 году.

Высшая школа экономики войдет в консорциум SESS.EuroPhD

На недавнем ежегодном семинаре в Риме, где обсуждался вопрос о расширении консорциума European PhD in Socio-Economic and Statistical Studies (SESS.EuroPhD), заинтересованность в присоединении Высшей школы экономики выразили все действующие участники. Официальное приглашение войти в консорциум начиная с 2015/2016 учебного года уже поступило в адрес ВШЭ.

Правовой нигилизм мешает верховенству права

В России спрос на право предъявляет в основном государство, а не общество. Принятие простых и понятных законов прямого действия, расширения суда присяжных и активное использование IT-технологий могли бы повысить интерес граждан к вопросам законотворчества и правоприменения, отметили участники пленарного заседания «Спрос на право: факторы и движущие силы», прошедшего в рамках XVI Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» в НИУ ВШЭ.

Российские и американские студенты совместно ищут решения юридических проблем

10 студентов школы права Университета Айовы (США) приехали в Москву для участия в исследовании, которое они будут проводить вместе  со студентами 2 и 3 курса образовательной программы бакалавриата «Юриспруденция». Цель этого международного проекта — сравнить юридическую трактовку одних и тех же проблем в России и США. В апреле российские студенты отправятся в Америку для доработки и презентации проектов.