• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Трендвотчинг: кардинальные инновации в креативных индустриях и творчестве

Трендвотчинг: кардинальные инновации в креативных индустриях и творчестве

© Artem Zakharov / iStock

Быстрое развитие технологий, адаптация бизнес-процессов к новым экономическим реалиям и изменение запросов аудитории требуют от специалистов креативных индустрий быть в курсе актуальных трендов и проявлять гибкость при реализации проектов. В апреле — мае 2025 года Институт развития креативных индустрий (ИРКИ) факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ провел исследование трендов в сфере творческих отраслей.

В ходе исследования было опрошено более 300 ведущих специалистов, представляющих различные креативные индустрии. Экспертам было предложено спрогнозировать ключевые тенденции, кардинальные инновации и разработки, которые появятся в креативных индустриях и сфере творчества в ближайшие три года.

Как именно изменится креативная экономика под влиянием новых технологий и трендов? Результаты опроса позволяют четко определить основные направления этой трансформации.

Технологические тренды в креативных индустриях: 

 активное внедрение искусственного интеллекта (ИИ) во все креативные индустрии — от генерации контента в рекламе до помощи композиторам в создании музыки; 

 нейротехнологии и носимые устройства, позволяющие считывать метрики тела и создавать новые формы взаимодействия, становятся ключевыми для развития интерактивных медиа и музыки; развитие когнитивных нейроадаптированных носимых предиктивных моделей;

 метавселенные, смешанная и дополненная реальности (AR/MR) используются как инструменты для интеграции брендов в цифровые пространства; интеграция творческих проектов с IoT (интернетом вещей).

Изменения в подходах к творчеству:

 переход от шаблонных решений к экспериментальным подходам;

 персонализация и интерактивность становятся стандартом — от индивидуального опыта на мероприятиях до углубленной персонализации контента в рекламе;

 автоматизация рутинных процессов высвобождает больше времени для креатива; 

 геймификация становится стандартом реализации проектов.

Финансовая оценка результатов творчества: 

 данные и метрики используются для финансовой оценки результатов творчества, большие данные позволяют провести справедливую оценку и определить стоимость продукта на основании полезности для конечного потребителя, что позволит устанавливать равновесную цену на творческие продукты (например, считывание реакции аудитории в интерактивных медиа); 

 рынок маркетплейсов трансформирует творчество, устанавливая новые правила ценообразования и распространения творческих продуктов. 

Образование и наука:

 конвергенция разных наук и репрезентация междисциплинарного инструментария;

 появление новых форматов Practice as Research; 

 дальнейшая конвергенция науки, искусства и просветительства, основанная на инновационных принципах открытой науки;

 цифровизация науки и развитие формата электронных научных журналов создает новые форматы распространения знаний: формирование креативных цифровых площадок и создание репозитория качественных метаданных;

 распространение научных знаний на платформах Open Аccess;

 появление нейросетевых педагогических симулякров.

Социальные и культурные изменения:

 сегментация аудитории на малые сообщества требует более узконаправленных творческих стратегий;

 элитаризация живых событий (концерты, выставки) сочетается с развитием комьюнити и пользовательского контента (UGC); 

 усиление акцента на индивидуальном опыте участника/зрителя, развитие событийной интерактивности.

Ирина Сахно

«Важное место в нашем “Журнале ВШЭ по искусству и дизайну” занимает исследование новейших теорий в области искусства и практик дизайна. В ближайшие годы новые форматы Practice as Research, когда в науку приходят практикующие художники, определят инновационные стратегии издательской деятельности журналов по искусству и дизайну», — рассказывает Ирина Сахно, профессор Школы дизайна ФКИ НИУ ВШЭ, главный редактор «Журнала ВШЭ по искусству и дизайну» / HSE University Journal of Art & Design.

Елена Ермаковишна

«Искусственный интеллект станет помощником в выполнении рутинных задач, что даст больше времени для творчества. В индустрии моды ИИ будет активно использоваться в работе над кампейнами коллекций», — комментирует Елена Ермаковишна, руководитель HSE CREATIVE HUB и преподаватель Школы дизайна, продюсер культурных событий, искусствовед, дизайнер.

Евгения Евпак

«В музыке — элитаризация живых концертов и фокус на работе артиста с развитием сообщества единомышленников, модель рекурсивной мифологизации нарративов музыкального творчества артиста с построением дополнительных веток трансмедиа на основе фанфиков и UGC (user-generated content)», — объясняет Евгения Евпак, композитор, историк музыкальных инноваций, исследователь музыкальной индустрии.

Александр Бару

«Сторителлинг станет основой рекламы», — комментирует Александр Бару, преподаватель дизайн-мышления и маркетинга в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

Эксперты считают, что креативные индустрии ждет радикальная трансформация под влиянием новых технологий. Это потребует от специалистов и институций гибкости и пересмотра привычных бизнес-моделей.

Приведенный материал продолжает серию трендвотчинг-исследований ИРКИ НИУ ВШЭ. В 2024 году в рамках прогнозирования рынка труда в креативных индустриях ИРКИ и Школой дизайна НИУ ВШЭ была проведена серия интервью с ведущими специалистами в некоторых областях креативных индустрий. Результаты экспертного опроса были опубликованы в девятом выпуске дайджеста CREATIVE.HSE DIGEST.

Вам также может быть интересно:

«Креативные индустрии»: экспертиза, кейсы и прогнозы

Институт развития креативных индустрий (ИРКИ) факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ выпустил монографию «Креативные индустрии». Издание объединяет исследования, экспертные материалы и практические кейсы по самым важным и актуальным направлениям креативного сектора — от мер поддержки креативных индустрий, стратегии развития креативной экономики, креативного образования, креативного предпринимательства до территориального брендинга, народных промыслов и локальных ремесел.

В НИУ ВШЭ запущены стратегические технологические проекты

Стратегические технологические проекты Высшей школы экономики реализуются в интересах достижения целевой модели развития университета и предусматривают формирование пула инновационных продуктов и услуг. Они сформированы по трем направлениям: социально-экономическое и научно-технологическое прогнозирование, технологии связи 6G и искусственный интеллект.

Ростех и Вышка стали партнерами в сфере инженерной подготовки и научных исследований

Госкорпорация Ростех и Высшая школа экономики заключили соглашение о стратегическом партнерстве в сфере науки и образования. Документ направлен на проведение совместных исследований, подготовку высококвалифицированных кадров и формирование научно-технического задела в интересах высокотехнологичных отраслей России. Кроме того, совместно с московской школой № 58 будет вестись профориентация школьников по направлениям инженерии, ИТ и кибербезопасности.

В Вышке пройдет Международная школа БРИКС: Новое поколение

Открыта регистрация на Международную школу БРИКС: Новое поколение — один из ведущих международных образовательных проектов, ориентированных на молодых лидеров, интересующихся повесткой глобального развития и сотрудничества в рамках БРИКС.

НИУ ВШЭ укрепляет отношения с Пекинским университетом

21 июля в Высшей школе экономики побывала делегация Пекинского университета в составе сорока человек — студентов, преподавателей, административных сотрудников во главе с исполнительным проректором Пекинского университета, директором Высшей школы Пекинского университета в Шэньчжэне Чжан Цзинем. Руководители двух университетов обсудили направления дальнейшего сотрудничества, а представители трех факультетов НИУ ВШЭ провели рабочие встречи с китайскими студентами.

НИУ ВШЭ объединил ученых на международной школе по ИИ в Шанхае

В начале июля в Шанхае проходил Международный летний институт по исследованиям искусственного интеллекта в образовании, организованный Инобром НИУ ВШЭ совместно с Восточно-китайским педагогическим университетом. Более 50 молодых исследователей и ключевых спикеров из девяти стран — от России и Китая до Канады и Сингапура — собрались, чтобы обменяться последними результатами своей работы и построить новые международные партнерства.

«Мы близки к практическому применению системы бесстимульного картирования головного мозга»

Созданные учеными Вышки совместно с медиками нейроинтерфейсы позволяют установить контакт с головным мозгом и декодировать его сигналы. Их применение создает возможности для стимуляции мозговой активности, восстановления и нормализации мышечного контроля пациентов, перенесших инсульт, инфаркт или страдающих иными неврологическими заболеваниями, а также способствует реабилитации людей с черепно-мозговыми травмами и потерей конечностей. О работе Центра биоэлектрических интерфейсов Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ рассказывает его директор Алексей Осадчий.

Исследователи НИУ ВШЭ представили новую архитектуру нейронных сетей, понимающую симметрии мира

Сотрудники Лаборатории геометрической алгебры и приложений НИУ ВШЭ разработали новую архитектуру нейронных сетей, которая может ускорить и упростить анализ данных в физике, биологии и инженерии. Свое решение ученые представили 16 июля в Ванкувере на ведущей международной конференции по машинному обучению ICML 2025. Текст статьи и исходный код выложены в открытый доступ.

Вышка представила «Умный ортез» на форуме «Надежда на технологии»

С 10 по 11 июля в Москве прошел юбилейный, X Национальный форум «Надежда на технологии». Мероприятие было нацелено на обсуждение инновационных достижений в сфере реабилитационной индустрии. Студенческое конструкторское бюро (СКБ) МИЭМ в сотрудничестве с Институтом когнитивных нейронаук (ИКН) ВШЭ представило «Умный ортез», который был разработан на основе запроса медиков-ортопедов.

Исследователи НИУ ВШЭ выяснили, как часто у россиян с легочной гипертензией встречаются генетические мутации

Команда ученых и медиков впервые в России провела масштабное генетическое исследование пациентов с легочной артериальной гипертензией. Исследователи, включая сотрудников Международной лаборатории биоинформатики факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, изучили геномы более ста пациентов и обнаружили, что примерно у каждого десятого встречаются опасные мутации в гене BMPR2, отвечающем за рост сосудов. Три мутации были описаны впервые. Исследование опубликовано в журнале Respiratory Research.