Трендвотчинг: кардинальные инновации в креативных индустриях и творчестве

Быстрое развитие технологий, адаптация бизнес-процессов к новым экономическим реалиям и изменение запросов аудитории требуют от специалистов креативных индустрий быть в курсе актуальных трендов и проявлять гибкость при реализации проектов. В апреле — мае 2025 года Институт развития креативных индустрий (ИРКИ) факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ провел исследование трендов в сфере творческих отраслей.
В ходе исследования было опрошено более 300 ведущих специалистов, представляющих различные креативные индустрии. Экспертам было предложено спрогнозировать ключевые тенденции, кардинальные инновации и разработки, которые появятся в креативных индустриях и сфере творчества в ближайшие три года.
Как именно изменится креативная экономика под влиянием новых технологий и трендов? Результаты опроса позволяют четко определить основные направления этой трансформации.
Технологические тренды в креативных индустриях:
активное внедрение искусственного интеллекта (ИИ) во все креативные индустрии — от генерации контента в рекламе до помощи композиторам в создании музыки;
нейротехнологии и носимые устройства, позволяющие считывать метрики тела и создавать новые формы взаимодействия, становятся ключевыми для развития интерактивных медиа и музыки; развитие когнитивных нейроадаптированных носимых предиктивных моделей;
метавселенные, смешанная и дополненная реальности (AR/MR) используются как инструменты для интеграции брендов в цифровые пространства; интеграция творческих проектов с IoT (интернетом вещей).
Изменения в подходах к творчеству:
переход от шаблонных решений к экспериментальным подходам;
персонализация и интерактивность становятся стандартом — от индивидуального опыта на мероприятиях до углубленной персонализации контента в рекламе;
автоматизация рутинных процессов высвобождает больше времени для креатива;
геймификация становится стандартом реализации проектов.
Финансовая оценка результатов творчества:
данные и метрики используются для финансовой оценки результатов творчества, большие данные позволяют провести справедливую оценку и определить стоимость продукта на основании полезности для конечного потребителя, что позволит устанавливать равновесную цену на творческие продукты (например, считывание реакции аудитории в интерактивных медиа);
рынок маркетплейсов трансформирует творчество, устанавливая новые правила ценообразования и распространения творческих продуктов.
Образование и наука:
конвергенция разных наук и репрезентация междисциплинарного инструментария;
появление новых форматов Practice as Research;
дальнейшая конвергенция науки, искусства и просветительства, основанная на инновационных принципах открытой науки;
цифровизация науки и развитие формата электронных научных журналов создает новые форматы распространения знаний: формирование креативных цифровых площадок и создание репозитория качественных метаданных;
распространение научных знаний на платформах Open Аccess;
появление нейросетевых педагогических симулякров.
Социальные и культурные изменения:
сегментация аудитории на малые сообщества требует более узконаправленных творческих стратегий;
элитаризация живых событий (концерты, выставки) сочетается с развитием комьюнити и пользовательского контента (UGC);
усиление акцента на индивидуальном опыте участника/зрителя, развитие событийной интерактивности.
Ирина Сахно
«Важное место в нашем “Журнале ВШЭ по искусству и дизайну” занимает исследование новейших теорий в области искусства и практик дизайна. В ближайшие годы новые форматы Practice as Research, когда в науку приходят практикующие художники, определят инновационные стратегии издательской деятельности журналов по искусству и дизайну», — рассказывает Ирина Сахно, профессор Школы дизайна ФКИ НИУ ВШЭ, главный редактор «Журнала ВШЭ по искусству и дизайну» / HSE University Journal of Art & Design.
Елена Ермаковишна
«Искусственный интеллект станет помощником в выполнении рутинных задач, что даст больше времени для творчества. В индустрии моды ИИ будет активно использоваться в работе над кампейнами коллекций», — комментирует Елена Ермаковишна, руководитель HSE CREATIVE HUB и преподаватель Школы дизайна, продюсер культурных событий, искусствовед, дизайнер.
Евгения Евпак
«В музыке — элитаризация живых концертов и фокус на работе артиста с развитием сообщества единомышленников, модель рекурсивной мифологизации нарративов музыкального творчества артиста с построением дополнительных веток трансмедиа на основе фанфиков и UGC (user-generated content)», — объясняет Евгения Евпак, композитор, историк музыкальных инноваций, исследователь музыкальной индустрии.
Александр Бару
«Сторителлинг станет основой рекламы», — комментирует Александр Бару, преподаватель дизайн-мышления и маркетинга в Школе дизайна НИУ ВШЭ.
Эксперты считают, что креативные индустрии ждет радикальная трансформация под влиянием новых технологий. Это потребует от специалистов и институций гибкости и пересмотра привычных бизнес-моделей.
Приведенный материал продолжает серию трендвотчинг-исследований ИРКИ НИУ ВШЭ. В 2024 году в рамках прогнозирования рынка труда в креативных индустриях ИРКИ и Школой дизайна НИУ ВШЭ была проведена серия интервью с ведущими специалистами в некоторых областях креативных индустрий. Результаты экспертного опроса были опубликованы в девятом выпуске дайджеста CREATIVE.HSE DIGEST.
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ представил новый инструмент для оценки потенциальных рисков для территорий
В Высшей школе экономики прошла презентация доклада по финансовым решениям для климатической адаптации в России. Учитывая, что, по оценкам, каждый градус повышения среднегодовой температуры может привести к негативному эффекту в размере до 3 трлн рублей ежегодно, меры по адаптации сейчас необходимы, считают эксперты. На презентации ученые НИУ ВШЭ представили цифровой инструмент, который позволяет построить климатический риск-профиль территорий.
НИУ ВШЭ представил рейтинг регионов России по необходимости адаптации к изменению климата
В докладе Высшей школы экономики оценены шесть ключевых климатических рисков для страны: деградация вечной мерзлоты, лесные пожары, засухи, волны тепла, экстремальные осадки и водный стресс. Рейтинг позволяет оценить риски для каждого конкретного региона и скорректировать планы адаптации.
Лингвисты впервые описали историю подготовки переводчиков русского жестового языка
Команда исследователей из России и Великобритании впервые подробно описала, как формировалась и менялась система подготовки переводчиков русского жестового языка (РЖЯ). Это масштабное исследование охватывает период с XIX века до наших дней, раскрывая как достижения, так и проблемы профессиональной среды. Результаты работы опубликованы в сборнике “The Routledge Handbook of Sign Language Translation and Interpreting”.
Вышка запустила международный проект по изучению русского языка как иностранного
В середине октября состоялось торжественное открытие Международного образовательного онлайн-клуба по русскому языку как иностранному и русской культуре Школы иностранных языков ВШЭ. Проект GLAGOL’ объединил участников из 20 стран — иностранных студентов и преподавателей 10 факультетов Вышки, а также свыше 10 российских и зарубежных вузов.
ВШЭ наметила образ городов будущего
В ближайшие десятилетия муниципалитеты изменятся и станут пространствами здоровья, идентичности и цифровых решений. Ключевые тенденции городской трансформации обозначила проректор НИУ ВШЭ Вероника Минина, выступив в рамках Международного муниципального форума БРИКС — 2025. Также в рамках форума декан факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Николай Куричев представил природно-климатические проекты ученых университета.
Ошибки, которые всё объясняют: ученые обсудили будущее психолингвистики
Мировая лингвистика сегодня переживает «многоязычную революцию»: эпоха англоязычного доминирования в когнитивных науках подходит к концу, все чаще исследователи изучают многообразие языков мира. Более того, мультилингвизм из экзотики становится нормой, что кардинально меняет представления о когнитивных возможностях человека. В Вышке обсудили будущее развитие экспериментальной лингвистики.
Ученые НИУ ВШЭ создали среду для моделирования подключенного и беспилотного транспорта
Разработка группы исследователей и студентов во главе с преподавателем департамента компьютерной инженерии МИЭМ ВШЭ Виталием Степанянцем, реализуемая в Учебной лаборатории систем автоматизированного проектирования МИЭМ ВШЭ под руководством Александра Романова и Александра Американова, впервые в мире позволяет одновременно учитывать детальное моделирование восприятия окружающей среды беспилотным транспортом и распространения сигналов подключенного транспорта. На сегодняшний день среда не имеет аналогов среди программ такого рода с открытым кодом.
«Развернуть обсуждение политики в области высшего образования в доказательное русло»
29 октября в НИУ ВШЭ открылась XVI Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО) на тему «Высшее образование: между частным и общественным благом». Для участия в конференции зарегистрировались более 600 человек из 32 регионов России и семи зарубежных стран, поступило рекордное число заявок на выступления с докладами — 242, из которых было принято 88.
Облака ближе, чем кажется: итоги форсайт-сессии iFORA
Интеллектуализация управления, синергия с ИИ и переход к микрооблакам — такими будут главные тренды цифровой экономики в ближайшее десятилетие. На форсайт-сессии в НИУ ВШЭ ведущие эксперты в сфере облачных технологий обсудили их эволюцию до 2040 года — от интеллектуализации процессов до идей о переносе хранилищ в космос, чтобы минимизировать экологический ущерб планете.
Встреча с делегацией «Синьхуа»: в Вышке обсудили вопросы современной журналистики
22 октября в НИУ ВШЭ состоялась открытая встреча с представителями китайского информационного агентства «Синьхуа» во главе с руководителем аппарата генерального директора Сунь Чжипином. Обсуждались актуальные проблемы журналистики и особенности работы информационных агентств в современном медиапространстве. Многие студенты воспользовались возможностью задать вопрос и попрактиковаться в общении на китайском языке. Визит был организован факультетом мировой экономики и мировой политики совместно с Институтом медиа НИУ ВШЭ и информационным агентством ТАСС.


