• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Общеобразовательная школа не может не меняться»

Недавно группа экспертов ВШЭ вошла в состав коллективов-победителей первого этапа конкурса на разработку концепции «Школы Сколково». О сути проекта рассказывает руководитель группы разработчиков Анатолий Каспржак, профессор Института развития образования ВШЭ.

— Анатолий Георгиевич, чем этот конкурс заинтересовал вас? И кто из сотрудников ВШЭ принимал участие в разработке концепции общеобразовательной школы в Сколково?

— Многоступенчатый конкурс проводится Фондом развития Центра разработок и коммерциализации новых технологий Сколково вместе с Министерством образования и науки РФ и компанией Майкрософт. Концепция победителя станет основой для разработки комплексного проекта, а идеи, заложенные в десяти лучших проектах, будут использованы не только при проектировании школы в Сколково, но и в разработке других проектов инновационных школ различных регионов России.

Если помнить о том, что Сколково — это не только центр новых технологий, но и современный город, в котором будут жить люди, то становится понятной роль средних школ молодого города, в котором дети ученых должны получить качественное образование. Так сложилось, что вся моя профессиональная деятельность связана с инновациями в сфере образования, поэтому участие в конкурсе и для меня, и для моих коллег стало вполне естественным делом — появилось желание реализовать свои наработки и идеи, как говорится, «в металле».

Для начала мы обсудили ситуацию, оценили имеющиеся ресурсы и создали группу по подготовке заявки для участия в конкурсе, в которую вошли Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Института развития образования (ИРО) ВШЭ, Надежда Бысик, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики, и ваш покорный слуга. По итогам первого этапа конкурса наша заявка (как и еще примерно 30 проектов) была признана одной из лучших. Строго говоря, самое интересное в этом конкурсе — еще впереди. Все только начинается.

— Расскажите, пожалуйста, о сути вашего проекта.

— Знаменитый философ Бертран Рассел считал, что во всех делах весьма полезно периодически подвергать сомнению именно то, что вы привыкли считать не требующим доказательств. Мне кажется, об этом должны помнить и отечественные проектировщики образовательных систем. Школа не может не меняться, поскольку она, не изолирована от мира. Сегодня уже никого не удивляет то, что дети обучают своих родителей пользоваться мобильными телефонами, устанавливают на домашних компьютерах программы, о которых взрослые (родители, учителя) не имеют ни малейшего представления. Это означает, что современная школа должна не только вкладывать знания и умения в ученика, но и работать с теми знаниями и компетенциями, которые сформировались и формируются у детей вне школы.

Если 35 лет назад, когда я пришел в школу, среднестатистический учитель опасался вопроса, на который он был бы вынужден ответить: «Не знаю, попробую разобраться», то теперь такая ситуация становится нормой. Привычная, традиционная модель «взрослый все знает и умеет лучше, чем ребенок» больше не работает.

Нельзя не учитывать и то, что в последние десятилетия институт семьи претерпел значительные изменения, выросла роль Интернета и других СМИ, появилось дистанционное, альтернативное, семейное обучение, дворы и игровые площадки перестали быть «институтами социализации». Совершенно очевидно, что «расстояние» между школой и реальной жизнью можно охарактеризовать как пропасть, которую необходимо преодолевать. Если мы этого не сделаем, то семьи начнут «голосовать ногами», то есть — уводить своих детей из школы. Уже сейчас многие старшеклассники осваивают школьные программы в экстернатах.

Мы считаем, что школы должны «открыться», стать катализатором создания образовательных сетей, двигаясь по которым ребенок, подросток, молодой человек, сможет приобрести необходимый социальный опыт и возможность определить свои жизненные перспективы.

— Какие проблемы общеобразовательной школы в России вы считаете самыми серьезными и опасными? Как их можно решить в школе Сколково?

— На эти и другие вопросы мы пытаемся ответить, работая над разделом Стратегии-2020 «Новая школа». Часть проблем я обозначил, отвечая на предыдущий вопрос, к ним можно добавить еще десяток. Более того, значительную часть этих проблем можно отнести к общемировым. Поэтому я остановлюсь не на глобальных проблемах современной школы, а на главной отечественной беде.

Дело в том, в отличие от наших зарубежных коллег, мы хотим приспособить общество «под школу», а не искать варианты модернизации последней. В экономически развитых странах, начиная с 1970-х годов, педагоги, управленцы и политики ведут исследования в этой области, и надо сказать, уже добились определенных успехов. На смену традиционной школе приходят образовательные учреждения нового типа — вариативные, открытые, устраняющие «одинаковость» образования, но при этом — обеспечивающие освоение учащимися общекультурного образовательного ядра. Обучение в школах нового типа организовано с учетом задатков, склонностей, способностей и интересов детей, с применением современных образовательных и информационных технологий. А мы продолжаем топтаться на месте, имитируя процессы модернизации.

Нынешний конкурс вполне может стимулировать поиск новых путей реформирования школы российскими специалистами. Именно в этом я вижу его основной смысл и потенциал.

— С какими новыми, нетипичными проблемами могут, на ваш взгляд, столкнуться организаторы и администраторы "школы будущего"?

— Как известно, главный тормоз всех без исключения реформ — люди. Очень трудно заставить себя посмотреть на ситуацию под новым углом зрения. К примеру, мы привыкли к тому, что обучение в школе начинается с того, что детей учат читать, писать и считать. Но сегодня люди читают не так, как вчера, считают на калькуляторе, а писать… скоро вообще перестанут.

Что же делать? Надо перестраиваться, искать варианты адекватных замен привычным развивающим «тренажерам мозга»: традиционному чтению, счету и чистописанию. К сожалению, может так получиться, что в ходе конкурса будет разработан великолепный проект новой школы, построят прекрасное, удобное здание, оснастят его самыми современными компьютерами и другими техническими новинками, а войдут в школу учителя со старым мировоззрением. Вот в этом и будет заключаться главная проблема для руководителей «школы будущего».

— Как вы думаете, почему ваш проект оказался одним из лучших?

— Когда руководителей образовательной системы Финляндии спрашивают о причинах стабильно успешных результатов финских школьников в многочисленных международных исследованиях качества образования, они отвечают примерно так: «Мы учим их тому, что с них спрашивают». Отвечая на ваш вопрос, возьму пример с финнов. Судя по всему, мы думаем о тех же проблемах отечественной школы, о которых размышляют члены жюри конкурса. И это, как минимум, приятно.

 

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

53%

подростков, проживающих в селах, хотят уйти из школы после 9-го класса.

12918

управленцев, исследователей и педагогов из регионов России, стран Восточной Европы и Центральной Азии приняли участие в обучающих мероприятиях Российского тренингового центра Института образования НИУ ВШЭ за четыре года его существования.

Валерий Зусман: В чем ценность точек роста

Корреспондент еженедельника «Биржа» Игорь Становов поговорил с директором филиала НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, доктором филологических наук Валерием Зусманом о целях сегодняшней системы образования и ее ценностях.

ВШЭ и корпорация EMC изучат рынок биоинформатики в России

Высшая школа экономики и Московский центр исследований и разработок ЕМС по облачным вычислениям и большим данным (Сколково) подписали соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает создание проектно-учебной группы по биоинформатике. В состав группы вошли студенты и преподаватели ВШЭ.

Какие профессии понадобятся в системе образования будущего?

2 июня Агентство стратегических инициатив и Институт образования ВШЭ провели круглый стол на тему «Будущие профессии в образовании», после которого были подведены итоги конкурса студенческих эссе «Крылья образования» и первого этапа конкурса инновационных проектов в образовании.

Каким должно стать школьное образование к 2020 году?

22-23 апреля в Ярославле состоялся третий международный форум «Евразийский образовательный диалог», одним из организаторов которого стала Высшая школа экономики. Эксперты обсуждали проблемы развития системы дополнительного образования детей, ориентиры федеральной и региональной политики в школьном образовании на период до 2020 года, другие вопросы.

ВШЭ создает международные лаборатории совместно с РЭШ и «Сколково»

Вместе с коллегами из Российской экономической школы (РЭШ) Вышка займется исследованиями экономической истории России. Проект со «Сколково» предполагает изучение проблем права и социального развития в глобальном мире. В работе обеих лабораторий примут участие зарубежные ученые.

Обратим внимание на «Р» в аббревиатуре «БРИКС»

19 и 20 сентября в «Сколково» и Высшей школе экономики проходила конференция Академии международного бизнеса. Эксперты и практики обсуждали, с какими проблемами сталкивается бизнес в России и на других развивающихся рынках.

Системы оценки качества образования: нет идеала…

14 мая состоялся очередной семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. С докладом «Как построить эффективную СОК» выступила Мария Хосе Рамирес, специалист Всемирного банка по сравнительным международным исследованиям.

Чего мы хотим и что получаем от школы: опыт США

4 декабря прошел семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом развития образования ВШЭ. С докладом «Америка за школьной партой» выступила одна из самых известных американских специалистов в области образования, сыгравшая ключевую роль в обновлении системы подготовки исследователей в области образования в США, профессор Патриция Грэм (Рatricia Albjerg Graham, USA).