• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка создала олимпиаду по истории искусства

Вышка создала олимпиаду по истории искусства

© Высшая школа экономики

В здании факультета гуманитарных наук ВШЭ на Старой Басманной прошло знаковое событие — организованная сотрудниками Школы исторических наук Вышки экспериментальная олимпиада по истории искусств. Она примечательна тем, что, за исключением Всероссийской и Московской олимпиад, других интеллектуальных состязаний по истории искусства для школьников в России не проводится.

Исправить это решили сотрудники ФГН ВШЭ — стажер-исследователь Международной лаборатории исследований русско-европейского интеллектуального диалога, студент 4-го курса образовательной программы «История искусств» Сергей Медакин и академический руководитель этой программы, доцент Школы исторических наук Ольга Назарова.

Идея создания интеллектуального состязания по искусствоведению родилась у Сергея Медакина. Сам он многократно побеждал и становился призером олимпиады студентов и выпускников «Высшая лига» по истории, истории искусств и культурологии, участвует в методической комиссии олимпиады «Высшая проба», преподает на кафедре истории искусств Ассоциации победителей олимпиад (АПО).

Сергей Медакин

© Высшая школа экономики

«Несмотря на то что проведение олимпиады по истории искусств изначально казалось мне сложновыполнимым проектом, на его реализацию меня сподвигла атмосфера Конференции сотрудников и обучающихся НИУ ВШЭ в марте 2024 года. На итоговой конференции университета обсуждались проекты, реализованные в Вышке с 2019 года, а также возможные инновации и мероприятия на следующие пять лет. И у меня не было сомнений, что идея вышкинской олимпиады по искусству будет перспективной. На конференции я встретил Ольгу Алексеевну, предложил обсудить идею о потенциальной искусствоведческой “Высшей пробе”, и, как результат, спустя месяц мы встречали сотню эрудированных школьников в корпусе на Старой Басманной».    

Совместно с Ольгой Назаровой они разработали профориентационные задания, выполнение которых могло бы ясно показать самим участникам их потенциал в освоении истории искусства.

Ольга Назарова

© Высшая школа экономики

«Идея создать искусствоведческую олимпиаду и подать заявку на включение нового профиля в “Высшую пробу” сначала показалась мне слишком масштабной для нашей маленькой программы. Но, с другой стороны, мы очень заинтересованы в ребятах, нацеленных именно на нашу специальность: тем, кто сделал случайный выбор, учиться у нас бывает трудно. Поэтому я рассматриваю олимпиаду как в первую очередь профориентационный инструмент для школьников, планирующих поступать на историю искусства. Наши задания проверяют не столько фактические знания, сколько способность видеть произведения искусства, анализировать свои визуальные впечатления и облекать в словесную форму результаты своих наблюдений. Я очень удивлена и обрадована масштабами интереса к истории искусства — мы никак не ожидали сотни участников — и готовностью ребят давать обратную связь по самым разным вопросам, которую мы обязательно учтем».

Процесс разработки заданий и общей концепции шел быстро — менее чем за месяц организаторы разработали пять объемных заданий, посвященных основным видам искусства, изучаемым на бакалаврской программе: архитектуре, живописи, графике и скульптуре, а также методологии искусствознания.

Анонс соревнований опубликовали в сообществе партнеров олимпиады — кафедры истории искусств Ассоциации победителей олимпиад (АПО) и официальном паблике олимпиады «Высшая проба». И за четыре дня на мероприятие зарегистрировались более 200 школьников со всей России, от Калининграда до Екатеринбурга. Многие из них приехали в Москву специально для участия в пробной олимпиаде. К удивлению организаторов, поступило более 60 заявок на участие в дистанционном формате, который не был предусмотрен, но вполне возможен в будущем, отмечают на ФГН.

Более сотни школьников приехали на Старую Басманную, чтобы принять участие в интеллектуальном соревновании.

Их встречали волонтеры — студенты-искусствоведы разных курсов: Мария Сидоренко, Екатерина Скиба, Дарья Ершова, Софья Хомко, Мария Щербакова-Королева, Павел Головко.

Третьекурсница Мария Сидоренко выступает за любое олимпиадное движение. «Я была рада поучаствовать в проведении пилотной серии соревнований, — говорит волонтер. — Самым удивительным было то, что, несмотря на отсутствие каких-либо официальных наград или статусов по итогам, огромное количество ребят пришли попробовать свои силы. Мне кажется, для олимпиады это ключевой аспект: люди должны быть здесь не только ради приза в конце, но и для собственного интереса и развития. Очень хочу, чтобы запущенный процесс не останавливался и в следующем году олимпиада состоялась бы уже по-настоящему».

Помимо интеллектуального состязания, участников ждали приятные бонусы: сладкие угощения и экскурсия по зданию факультета гуманитарных наук — корпус Вышки на Старой Басманной является памятником культуры регионального значения. Экскурсию разработал и провел совместно с волонтером Павлом Головко Владимир Файер, заместитель декана ФГН по работе с абитуриентами и выпускниками, без которого олимпиада не состоялась бы.

Участники поделились впечатлениями от олимпиады.

«Олимпиада реально классная. Минусов нет, одни плюсы. Задания были очень хорошо подобраны и составлены, все формулировки понятны, что тоже важно; хорошо, что было довольно много подпунктов, где нужно было дать развернутый ответ. Жду, когда олимпиаду включат в “Высшую пробу”».

«Олимпиада мне понравилась, формат заданий лучше, чем на ВсОШ. Сложность умеренная, то есть тем, кто интересуется этой сферой, должно быть что-то знакомо, а то и известно! Формулировка некоторых заданий для меня была не очень понятна, и времени маловато для выполнения. Но в целом все замечательно. Спасибо за такую олимпиаду!»

По итогам экспериментальной олимпиады победителями и призерами стали 34 участника. Абсолютным победителем назван учащийся 9-го класса школы №1579 (Москва) Василий Затионов, получивший 88 баллов.

Победители и призеры

На сегодняшний день экспериментальная олимпиада не дает преференций при поступлении в вузы, однако победители и призеры получат ценные призы от факультета гуманитарных наук.

Организаторы ожидают, что успех соревнования станет аргументом в пользу включения искусствоведческого профиля в главную вышкинскую олимпиаду для школьников — «Высшую пробу».

Вам также может быть интересно:

Вузы разделились на шесть лагерей в отношении к искусственному интеллекту

Каким должно быть образование в эпоху ИИ? Чтобы разобраться, какие есть точки зрения и какие решения уже формируются, команда Института образования ВШЭ весной 2025 года провела серию интервью с проректорами российских университетов. Об итогах этого исследования рассказывает директор института Евгений Терентьев.

Ростех и Вышка стали партнерами в сфере инженерной подготовки и научных исследований

Госкорпорация Ростех и Высшая школа экономики заключили соглашение о стратегическом партнерстве в сфере науки и образования. Документ направлен на проведение совместных исследований, подготовку высококвалифицированных кадров и формирование научно-технического задела в интересах высокотехнологичных отраслей России. Кроме того, совместно с московской школой № 58 будет вестись профориентация школьников по направлениям инженерии, ИТ и кибербезопасности.

В Вышке пройдет Международная школа БРИКС: Новое поколение

Открыта регистрация на Международную школу БРИКС: Новое поколение — один из ведущих международных образовательных проектов, ориентированных на молодых лидеров, интересующихся повесткой глобального развития и сотрудничества в рамках БРИКС.

НИУ ВШЭ укрепляет отношения с Пекинским университетом

21 июля в Высшей школе экономики побывала делегация Пекинского университета в составе сорока человек — студентов, преподавателей, административных сотрудников во главе с исполнительным проректором Пекинского университета, директором Высшей школы Пекинского университета в Шэньчжэне Чжан Цзинем. Руководители двух университетов обсудили направления дальнейшего сотрудничества, а представители трех факультетов НИУ ВШЭ провели рабочие встречи с китайскими студентами.

НИУ ВШЭ объединил ученых на международной школе по ИИ в Шанхае

В начале июля в Шанхае проходил Международный летний институт по исследованиям искусственного интеллекта в образовании, организованный Инобром НИУ ВШЭ совместно с Восточно-китайским педагогическим университетом. Более 50 молодых исследователей и ключевых спикеров из девяти стран — от России и Китая до Канады и Сингапура — собрались, чтобы обменяться последними результатами своей работы и построить новые международные партнерства.

«Мы близки к практическому применению системы бесстимульного картирования головного мозга»

Созданные учеными Вышки совместно с медиками нейроинтерфейсы позволяют установить контакт с головным мозгом и декодировать его сигналы. Их применение создает возможности для стимуляции мозговой активности, восстановления и нормализации мышечного контроля пациентов, перенесших инсульт, инфаркт или страдающих иными неврологическими заболеваниями, а также способствует реабилитации людей с черепно-мозговыми травмами и потерей конечностей. О работе Центра биоэлектрических интерфейсов Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ рассказывает его директор Алексей Осадчий.

Исследователи НИУ ВШЭ представили новую архитектуру нейронных сетей, понимающую симметрии мира

Сотрудники Лаборатории геометрической алгебры и приложений НИУ ВШЭ разработали новую архитектуру нейронных сетей, которая может ускорить и упростить анализ данных в физике, биологии и инженерии. Свое решение ученые представили 16 июля в Ванкувере на ведущей международной конференции по машинному обучению ICML 2025. Текст статьи и исходный код выложены в открытый доступ.

Вышка представила «Умный ортез» на форуме «Надежда на технологии»

С 10 по 11 июля в Москве прошел юбилейный, X Национальный форум «Надежда на технологии». Мероприятие было нацелено на обсуждение инновационных достижений в сфере реабилитационной индустрии. Студенческое конструкторское бюро (СКБ) МИЭМ в сотрудничестве с Институтом когнитивных нейронаук (ИКН) ВШЭ представило «Умный ортез», который был разработан на основе запроса медиков-ортопедов.

Исследователи НИУ ВШЭ выяснили, как часто у россиян с легочной гипертензией встречаются генетические мутации

Команда ученых и медиков впервые в России провела масштабное генетическое исследование пациентов с легочной артериальной гипертензией. Исследователи, включая сотрудников Международной лаборатории биоинформатики факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, изучили геномы более ста пациентов и обнаружили, что примерно у каждого десятого встречаются опасные мутации в гене BMPR2, отвечающем за рост сосудов. Три мутации были описаны впервые. Исследование опубликовано в журнале Respiratory Research.

Эксперты оценили, как трансформируются образовательные системы стран БРИКС

Экспертный совет БРИКС — Россия, работающий на базе Высшей школы экономики, совместно с Институтом образования ВШЭ подготовил аналитический доклад «Трансформация систем общего образования стран БРИКС». Исследование позволяет проследить, как страны объединения решают общие задачи, включая равный доступ к школьному образованию, внедрение цифровых решений, поддержку инклюзии, языкового многообразия и межкультурного диалога.