• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ИИ и практика: какой должна быть система подготовки айтишников нового поколения

ИИ и практика: какой должна быть система подготовки айтишников нового поколения

© Высшая школа экономики

Какие ИТ-специалисты нужны российской экономике, как правильно их обучать и почему важно включать в образовательный процесс профессионалов из индустрии, обсудили представители госорганов, компаний и вузов на сессии «Кадры для экономики данных. Подготовка ИТ-специалистов нового поколения», прошедшей в рамках десятой ежегодной конференции ЦИПР в Нижнем Новгороде. В работе сессии приняла участие проректор ВШЭ Елена Одоевская.

Благодаря совместным усилиями бизнеса, власти и образовательных учреждений в России начали готовить больше ИТ-специалистов, констатировала заместитель директора департамента Минцифры Анастасия Казанцева. В последние годы была проделана большая работа по наращиванию бюджетного приема на соответствующие специальности. Также был запущен и реализован проект «Цифровые кафедры», направленный «на увеличение воронки ИТ-специалистов».

Сегодня актуален вопрос, «как именно мы готовим кадры и какими компетенциями они должны на выходе обладать». Компании не всегда устраивают знания и навыки выпускников на выходе из университета. Поэтому в рамках национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» были запущены новые проекты «Топ-ИИ» и «Топ-ИТ», направленные на подготовку топ-специалистов в сфере искусственного интеллекта и информационных технологий. Предусмотрено обучение преподавателей вузов и привлечение для преподавания профессионалов из индустрии, а также в целом увеличение практической ориентированности программ, отметила Анастасия Казанцева. Для вузов — участников проектов важным условием стало то, что учебное заведение должно «привести обязательно индустриального партнера», который будет вкладываться ресурсами, средствами в подготовку ИТ-специалистов, добавила она.

Оператором этих проектов выступает Центр экспертизы образовательных программ Аналитического центра при Правительстве РФ. Руководитель центра Сергей Астахов рассказал, что уже проведены конкурсные отборы и определены вузы-победители по двум конкурсам. Среди тех, кто будет готовить ученых-исследователей и разработчиков принципиально новых моделей искусственного интеллекта — Иннополис, ИТМО, МФТИ, НИУ ВШЭ, СПбГУ, Южный федеральный университет.

© Высшая школа экономики

Директор по развитию технологий искусственного интеллекта компании «Яндекс» Александр Крайнов рассказал, что компаниям приходится проводить собеседование с 25 кандидатами, чтобы нанять одного. Он считает, что вузы должны «производить» готовых специалистов, которые могут сразу начать работать. По его словам, есть буквально несколько университетов, которые «генерируют таких людей». По его мнению, «нужно научиться измерять качество ребят и на входе, потому что, если на входе качество низкое, значит, нужно спускаться ниже и готовить школьников». Также, по его словам, нужно увеличивать количество хороших преподавателей, а из-за высокой скорости изменений программы обучения нужно менять раз в полгода.

Владимир Авербах, старший управляющий директор — директор дирекции реализации и популяризации AI-инициатив Сбера, заметил, что в России сложился очень удачный тандем бизнеса и государства по подготовке ИТ-кадров. При этом, если «мы верим, что искусственный интеллект существенно меняет любую сферу деятельности, и в частности отрасль, то мы должны при подготовке ИТ-специалистов вводить, может, 12-уровневую, может, 120-уровневую модель компетенции с применением ИИ», отметил он. Правда, пока не очень понятно, как это сделать, поскольку очень быстро меняется мир. Но в любом случае, полагает он, надо вводить ИИ во всю систему образования, а не только для подготовки айтишников.

В свою очередь директор Института исследований экономики «Яков и Партнеры» Елена Кузнецова заметила, что, несмотря на жалобы, работодатели «всех выпускников выгребают весьма бодро». «И медианная зарплата свежих выпускников и выпускников на второй год после выпуска, как ни смотри, она растет очень бодрыми темпами, кратно опережая инфляцию», — говорит эксперт. И это «отражает как раз дефицит этих людей на рынке». При этом Елена Кузнецова отметила, что наиболее продвинутые работодатели технологических кадров перешли от позиции «вуз нам должен дать готовые кадры» к позиции «придется самим заходить в вузы и работать с этими вузами, чтобы эти кадры становились лучше».

Елена Одоевская
© Высшая школа экономики

«Университет — это больше чем подготовка кадров для нужд конкретной компании. Невозможно просить университет, чтобы он каждый месяц менял образовательную программу, иначе это будет не университет. Если мы говорим про цикл подготовки кадров вузом совместно с компанией, то он решает системную задачу — подготовку кадров для технологического развития страны», — отметила проректор ВШЭ Елена Одоевская.

Она согласилась с тем, что сейчас изменения происходят очень быстро, однако, чтобы учесть их, университету нужно не менять всю программу обучения, а корректировать наполнение дисциплин, включая в них самые актуальные знания. ВШЭ и компании постоянно ведут диалог, договариваясь об этих изменениях, подчеркнула она. «Нужно разговаривать и договариваться. Компаниям [важно] уметь иногда вставать на сторону университета, а университету — на сторону компании», — добавила Елена Одоевская. При этом, по ее мнению, необходимо творчески переосмыслять подходы к обучению и формам донесения знаний до студента.

Вам также может быть интересно:

Вышка на ЦИПР: измерить компетенции и оценить искусство

В Нижнем Новгороде 2 июня начала работу десятая конференция «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР). В ее работе участвуют представители НИУ ВШЭ. Научный руководитель университета Ярослав Кузьминов принял участие в дискуссии о национальной системе подтверждения IT-компетенций для разработчиков программного обеспечения. А Анна Назарикова и Пьер-Кристиан Броше из Школы дизайна ВШЭ вместе с другими экспертами обсудили современное цифровое искусство.

Более 10 000 студентов завершили обучение в рамках проекта «Цифровая кафедра» в НИУ ВШЭ за год

«Цифровые кафедры» — масштабный образовательный проект в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» , который направлен на формирование ИТ-компетенций у студентов разных направлений подготовки и специальностей. В Вышке по согласованию с Минобрнауки России и Минцифры России в рамках этого проекта организуется пять ИТ-модулей. В 2024 году в университете реализовано 106 курсов на программах бакалавриата и специалитета с привлечением более 100 штатных преподавателей и представителей индустрии.

«Конференция “Параллельные вычислительные технологии” — знаковое событие в мире IT»

Вышка готовится к IT-конференции «Параллельные вычислительные технологии — 2025». Тематика форума покрывает все аспекты применения облачных, суперкомпьютерных и нейросетевых технологий в науке и технике. Прием заявок, в том числе от молодых ученых, на участие с докладом открыт до 1 января 2025 года.

Вышка и InfoWatch научат защищать персональные данные

Центр программных разработок и цифровых сервисов ВШЭ в сотрудничестве с Базовой кафедрой Акционерного общества «ИнфоВотч» НИУ ВШЭ разработали программу повышения квалификации «Персональные данные в действии» для Академии InfoWatch. К созданию курса были привлечены лучшие специалисты по защите персональных данных из разных отраслей.

«Наша система позволяет предотвращать сбои в работе центров обработки данных»

Студент первого курса магистерской программы «Продуктовый подход и аналитика данных в HR-менеджменте» Константин Балцат с командой единомышленников разработали систему прогнозирования отказов жестких дисков на основе машинного обучения. С этим проектом они второй год подряд входят в число лучших на хакатоне «Цифровой прорыв». «Вышка.Главное» побеседовала с Константином о разработках инноваций и учебе в университете.

НИУ ВШЭ и ПСБ провели хакатон по ИИ для студентов ведущих вузов страны

В конце сентября онлайн-кампус НИУ ВШЭ и ПСБ организовали хакатон для студентов, которые увлекаются анализом данных, визуализацией и машинным обучением, а также студентов креативных индустрий. На хакатон зарегистрировалось 620 человек, приняло участие 428 человек из разных регионов РФ. За первое место боролись студенты лучших российских университетов, а также учащиеся из других государств. Победителями турнира стала команда из Вышки.

Законы физики: как Высшая школа экономики стала Высшей школой IT-технологий и ИИ

Сотрудничество лидеров IT-индустрии и ведущих вузов в подготовке высококлассных специалистов стало ключевым трендом последних лет. Как построено IT-образование в Вышке и как университет стал лидером в сфере искусственного интеллекта, рассказал ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов на пресс-завтраке «Яндекс Образования» «Бигтехи и университеты: итоги приемной кампании — 2024/25 и модели партнерства».

ИИ и чат-боты: будущее образования уже здесь

Нейросети открывают новые возможности для образовательного процесса. Об их использовании в образовании для построения чат-ботов ученые НИУ ВШЭ рассказали на интерактивной лекции в рамках фестиваля-форума «Москва 2030». Эксперты поделились опытом разработки ИИ-помощника для студентов в рамках стратегического проекта «ИИ-технологии для человека».

НИУ ВШЭ и «Ромир» изучили отношение россиян к развитию ИТ

Школа коммуникаций НИУ ВШЭ и исследовательский холдинг «Ромир» представили результаты первого масштабного исследования о восприятии россиянами информационных технологий. Его целью стало создание эффективного инструментария для регулярного мониторинга отношения жителей страны к новым вызовам цифровой эпохи. Использовалась методология смешанного дизайна, включающая комплексный анализ обсуждений российского медиаполя (охват — 1 млн сообщений, 470 тыс. авторов, 16,7 млрд просмотров) и репрезентативный опрос населения (выборка — 2500 человек в возрасте 18–65 лет).

Law & IT: в нижегородской Вышке открылась новая программа профпереподготовки

Новая совместная междисциплинарная программа ДПО двух факультетов — факультета права и факультета информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ — Нижний Новгород — позволит выпускникам сделать бизнес-процессы более эргономичными.